yan
Мне кажется, что Рамсфельд попросту прав. Мы же не в шахматы играем. Никто никаких условий "то-то и то-то" не предлагает. Не предлагает? Не предлагает.
C идеей Рамсфельда не согласен. Террор просто ради террора - не могу себе такого представить. Какая-то цель должна быть, чисто субъективно. To alter behavior - в смысле внутреннее поведение, типа как они на улицах оглядываются, за сколько минут в самолет регистрируются, как сумки проверяют - вряд ли кто-то ставил себе такую странную задачу.
Реалистичных объяснений может быть несколько.
1) Чисто религиозная акция, вроде как призыв "покайтесь, язычники!". Как я понимаю, газовая атака в Токио была чем-то вроде этого. Но никакие мусульмане не ставили в число своих ближайших целей ускоренное перекрещивание американцев в ислам. Отметаем.
2) Попытка побудить к каким-то действиям (отказу от действий). Чистые примеры - Израиль, Шри Ланка, Филиппины, Корсика. Собственно, самый распространенный случай. Предполагает ИЛИ выдвижение требований, ИЛИ и без того очевидный факт борьбы (как в случае Шри Ланки). Не очень вероятно.
3) Месть. Мое ощущение, что это и было главной целью. Я вижу эту акцию как продолжение Gulf War. Акт второй. И даже вовсе не обязательно Саддам должен быть вовлечен. Множество арабов восприняло войну как свое унижение и поражение - они безнаказанно бомбили наши города, сеяли террор в наших городах, а сами в ус не дули! Нет уж, будет и вам!
Характерно, что именно эта версия - как мне кажется - практически не представлена в медиях. В каком-то смысле она для американцев слишком embarassing - ведь победа в той войне приобрела символическое значение, как пример действия могущественного, но безболезненного. Признание этой версии неизбежно влечет за собой переосмысление той войны и вообще идеи такого рода глобального действия.
ДОБАВЛЕНИЕ. Собственно, даже в отрывочных рассказах о Бин Ладене упоминается, что он, якобы, объявил Америку врагом именно после войны в Заливе. Что говорит не столько о его участии в акции, сколько о реалистичности самого мотива террористов. Собственно, в такой ситуации они должны рассматривать себя не как террористов в чистом виде, а как своего рода партизан, спецназ, диверсантов незаконченной войны.
Эта же психология объясняет и поведение ликующих палестинцев. Для американцев, европейцев и т.д. - безумная радость по поводу гибели невинных людей. Для них - радость по поводу победы над (до сих пор неуязвимым) военным противником.
Собственно, если бы ЭТО сделали иракские коммандос во время войны в Заливе, а в Багдаде объявили день торжества - удивления было бы гораздо меньше.
Просто американцы (и почти весь мир) считали, что ТА война давно завершена, а кто-то - что она продолжается.