Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Categories:

Линки про брусчатку

Помимо ссылки на http://www.spbvedomosti.ru/2002/08/03/opyt.shtml (уже указанной r_l), можно навскидку накидать, например, такое.


Фотография торцов навалом после наводнения 1924 года:



Оказывается, дерево, поставленное на торец, или фибровертикально, выносит огромные тяжести. Например, лошадь по горизонтальной поверхности по твёрдой земле везёт 70 пудов со скоростью 3 версты в час, по шоссе - 140, доскам - 200, а по гладким, хотя и неполированным, торцам - 250 пудов. По железу лошадь везёт 700 пудов, однако железо в то время было в 10 раз дороже торцов. Поэтому железные и чугунные колёсопроводы требовали очень больших денежных затрат, их труднее было содержать, они нуждались в частом ремонте.

Об особой прочности торцовых дорог свидетельствует и такой исторический пример. На мостовую Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге была настлана именно торцовая дорога из сосновых брёвен для перекатывания по ним гранитных и мраморных камней при постройке Исаакиевского собора: все виды бревён вполне могла раздробить тяжесть этих масс. Позднее по торцам, из которых был составлен фибро-вертикальный паркет, от Невского проспекта к Зимнему Дворцу провезли камень более крупный пo весу, чем тяжести для ступени Александровского монумента (того, на котором можно видеть нынче огромную колонну). И вот этот камень при передвижении ни днём, ни ночью, когда на долгое время был оставлен на той же мостовой, не повредил ни одного её торца.

Когда в надёжности мостовой убедился сам Император Николай I, он приказал, чтобы торцовыми шестиугольниками вымостили весь Невский проспект и пространство вокруг Зимнего Дворца. Тогда этому очень обрадовались домовладельцы, так как все дома на Невском были избавлены от беспрестанной вибрации, которая повреждала их прочность, а также излишнего шума от проезжавших экипажей.


http://gazeta.priroda.ru/index.php?act=view&g=7&r=961

В одном месте утверждается, что автором идеи таких мостовых был В.П.Гурьев, который

в 1836 г. выпустил монографию: “Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний”. Развитие автомобильного транспорта рассматривалось в ней, говоря современным языком, в русле единой концепции: “автомобиль - водитель - дорога - экономический эффект”. Гурьев не был конструктором автомобилей, но он внес немалый вклад в развитие самой стратегии автомобилизма.

Автомобильные дороги, по предположению В.П.Гурьева, следовало покрывать деревянной торцовой мостовой, что для своего времени являлось идеей весьма прогрессивной. Он также уделял должное внимание безопасности перевозок пассажиров и грузов, подготовке водительских кадров.

Конечно, автомобилей с двигателями внутреннего сгорания тогда еще не было, и В.П.Гурьев ориентировался на паровые автомобили, которые он называл “сухопутными пароходами”. В междугородном сообщении предусматривалось широкое применение грузовых и пассажирских автопоездов. Построенная им карта транспортных связей России отличалась удивительно точным предвидением дальнейшего промышленного развития страны.

Однако, единственное, что Гурьеву удалось осуществить из своих проектов, так это построить торцовую мостовую в Петербурге на Невском проспекте, Дворцовой набережной и некоторых других улицах. Отмечая заслуги этого выдающегося ученого, в 1902 г. в Санкт-Петербурге была издана книга, посвященная его памяти - “Василий Петрович Гурьев и его идеи о дорогах для автомобилей”. Однако в настоящее время об этом мало кто помнит.


http://www.okoshko.murmanchanin.ru/dostizenia/avto.htm

А вот - укладка торцевой мостовой в Иркутске в тридцатые годы. Видно, что торцы - не шестигранные, а прямоугольные в срезе:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments