Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Categories:

Троллейбусы и автобусы детства

В продолжение отрывочных воспоминаний детства (начало в ЖЖ annarap).

До восьми лет мы жили на Пятой Советской, у самого Суворовского. Главным средством транспорта - практически единственным - был там троллейбус. По Суворовскому ходили, помнится, пятый, седьмой и шестнадцатый маршруты. Пятерка и шестнадцатый - до Тульской, а седьмой - за Неву. Кажется, так?

Поездки мои были от дома до Заячьего переулка, где детский сад, или прямо до Смольного, где жила няня.

Так как ездить приходилось на троллейбусах, то заветной мечтой всегда было лишний раз прокатиться на автобусе.

"Машин" (в смысле легковых) я в своем детстве - лет до десяти точно - не помню вообще. То есть они, конечно, были и по городу ездили, но воспринимались, видимо, чем-то вроде знаменитых "шестисотых мерседесов" - очевидно, что к нам эти штуки никакого отношения не имеют.

Зато троллейбусы были разные, и это было очень важно. Так как на Суворовский троллейбусы попадали с Невского, то именно наши маршруты были в числе первых, где старые машины МТБ-82Д (это я только сейчас выяснил, что они так назывались) были заменены тогдашней новинкой - ЗиУ-5. И как же мне нравились "старые троллейбусы" (я их так и называл)! Своими округлыми формами (округлость у ЗиУ-5 была меньше, а нынешние модели совсем квадратны), округлыми подушками, уютной теснотой внутри, желтой раскраской, общей какой-то домашностью. Когда изредка удавалось проехаться на "старом" - это был подлинный праздник. А взрослые этого не понимали - для них чем новее был троллейбус, тем лучше. И вообще они на это не обращали внимание.

Когда же мы переехали на Гражданку, то я почти год все еще ездил оттуда (примерно от нынешнего метро "Академическая") в 232-ю школу, на углу Плеханова (Казанской) и Гривцова. Школа была снобистская, только классная у нас была замечательная. О ней надо будет написать отдельно, о Ксении Антоновне нашей.

Ехать надо было или до Финляндского, или до Петроградской, оттуда на метро с двумя пересадками (если от Петроградской, то без пересадок) до Сенной, и оттуда пешочком до школы. Это, конечно, было не по силам для двенадцати-тринадцати лет, кончилось чем-то вроде нервного срыва и переходом в школу во дворе. Там еще был забавный эпизод - у нас во дворе были две школы, хорошая математическая десятилетка 121-я (чуть подальше) и рядовая восьмилетка 78-я (прямо под окнами). Мама определила меня, конечно, в 121-ю, но я попал под лошадь - оказалось, что в этой школе идет великая война между завучем и директором; директор (или завуч, не помню) в те поры была больна, а когда вышла, то выгнала меня исключительно назло принявшей мои документы завучихе (или, опять-таки, директрисе). Три дня я проучился в этой школе...

Но пока я ездил со всеми этими пересадками, то главным событием поездки было соревнование троллейбусов и автобусов. Если удавалось пробиться сквозь атакующую толпу, я старался влезть именно в атобус (это был 53-й маршрут - Икарус, не противный ликинский драндулет!) и пытался намертво прилипнуть за водительским стеклом. Дальше было самое главное - надо было считать, сколько троллейбусов мы обогнали по дороге. Это было очень важно, не то что какие-то дурацкие счастливые билетики. Удачные поездки с рекордным числом обгонов помнились очень долго.

Но чаще влезть в 53-й не получалось - и приходилось тащиться в промерзшем и темном троллейбусе. К тому времени "старых троллейбусов" вообще не осталось, так что путь до метро все равно как вычеркивался из жизни...

Вот он, "новый", нелюбимый ЗиУ-5:



А вот "старый", домашний МТБ-82Д:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments