Машинистка не является собственником рукописи постольку, поскольку это не предусмотрено контрактом. Она ее напечатала и отдала автору.
Конечно, можно придумать варианты, когда она напечатала две копии и т.д. Но дело совсем не в этом, а в ключевом факторе долгосрочности отношений. Как только на рынке возникает возможность обмана, связанного с тем, что стороны встречаются не регулярно, а проверка на месте затруднена, сразу появляется спрос на посредника, "торгующего репутацией". Это и розничная торговля, и банк, и страховая компания, и автомобильный дилер - то есть все те, относительно которых можно предполагать, что они заинтересованы в сохранении своей репутации, а не в сиюминутной выгоде ценой обмана и потери этой репутации. В "авторском" деле такой инстанцией оказывается ИЗДАТЕЛЬ - то есть в общем случае тот, кто стоит между автором и потребителем. Издатель заинтересован не только в том, чтобы заколотить деньги на ДАННОЙ книге; он думает о будущем. Поэтому он заинтересован в культивировании отношений с автором. Более того, имя автора - важнейший элемент маркетинга. Издатель зарабатывает на том, что покупатель ищет книги известного автора. Поэтому он не будет его обманывать - ведь в следующий раз автор отнесет книгу другому издателю. Поэтому же НЕИЗВЕСТНЫЙ автор, начинающий, получает гроши или вообще ничего не получает, а может даже и доплатить за издание.
Ту же логику можно переверстать и на другие случаи т.н. "интеллектуальной собственности".