Вспомнил и сейчас, случайно наткнувшись на замечательную статью некоего профессора Тимощука, ранее служившего во Владимирском университете (им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, между прочим!). Теперь же им славится (так они про себя и пишут) Владимирский юридический институт ФСИН - так сказать, академия гулага.
Статья включена в сборник докладов 18-й конференции "Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI веков". При этом среди редакторов сборника есть очень достойные исследователи...
Мне статья показалась очень симптоматичной сразу во многих смыслах. Так как сей алмаз академической мысли не слишком велик, то проще прямо сохранить его под катом:
А.С.Тимощук
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАЙП КАК УГРОЗА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Шум мессенджеров и социальных сетей не такой безобидный, как может показаться. Сетевое злословие - это не только способ снятия неврозов и самоутверждения. Цветные революции, восстание жёлтых жилетов, Майданы и Болотные - вся организационная часть за этими политическими акциями скрыта на территории серой Сети.
Государство - это живой проект, который нуждается в постоянной поддержке. Государственность России - это необходимость выживания такой большой территории, населённой разными людьми с общей судьбой, порой счастливой, порой трагической. Столыпин говорил «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию!». Сейчас это высказывание не менее актуально. В новейшей истории России у нас было всего два периода устойчивого развития - это годы брежневского консерватизма и путинской стабилизации. Часто повторяется в либеральной прессе, что В. В. Путин превзошёл Л. И. Брежнева и по сроку правления и по уровню контроля, что это страшный человек системы КГБ. Именно это нагнетание, мусорная риторика и является сейчас одной из угроз устойчивого рыночного свободного государства Российская Федерация. Устойчивая социальная мифологема - «долой хунту» и будет порядок, - опасна и не имеет перспективы.
Политический хайп (от англ. hype - надувательство, шумиха) - это технология отвлечения внимания от реальных достижений государства путём переключения на ажиотаж вокруг шокирующих событий.
Информационные ресурсы сегодня имеют не менее важное значение, чем экономические и рычаги. Дальнейшее выживание и самобытное развитие России зависит от оснащённости и готовности к активному противостоянию в глобальной информационной войне, где средства поражения и цели не имеют привычного физического ущерба. Главные оппоненты России в информационной войне - Великобритания и США, а также их сателлиты: Польша, Грузия, Украина, прибалтийские страны. Ключевые игроки выделяют на воплощение антироссийских редакционных заданий миллиарды долларов. При этом основной мишенью является В. В. Путин, как успешный лидер государства. В качестве боеприпасов используются инфоповоды - Крым, Донбасс, Катастрофа Boeing 777 в Донецкой области, дело Скрипалей и т. п.
В арсенале современного политического театра - шоу-технологии, перформанс политических активистов, постановки сцен насилия, покушения, раздувание скандалов, дискредитация правящей политической элиты, сетевой trash talk, вбросы, таблоидные сливы, вирусная диссеминация мемов, троллинг, провокация. Заказчику нужно мясо, кровь, драки на экране для тиражирования. Такие инфоповоды хорошо расходятся. Цель - держать внимание, генерировать лиды и лайки.
Политический хайп никогда не стал бы так эффективен, как это стало возможным в условиях информационного общества, где мессенджеры и социальные сети создают синергетический эффект воздействия на управление, где логгеры становятся лидерами мнений, где социальное внимание и лайки монетизируется в быстрое богатство. Хайп рождается на стыке технологий, психологии и политики.
Интернет - это не только спасение для постиндустриального человечества, но и паутина великих иллюзий. Он способствует не только прогрессу, но и дегуманизации общества. Для того, чтобы эффективно пользоваться этим инструментом, человек должен быть социально успешен и свободен. У молодёжи, которая узнаёт о жизни по коротким оппозиционным роликам, рождается когнитивный диссонанс, почему в России не так, как в Швейцарии. Правительства по многих странах осознают необходимость остановить сетевую анархию, безответственность и анонимность. Наряду со свободой подключения, должна быть и свобода отключения. Через сетевые медиа поддерживается слишком большое количество беззаконий: терроризм, экстремизм, педофилия, сбыт наркотиков, нацизм.
Вспоминая годовщины революции и Гражданской войны, нельзя не отметить, что XX век был наиболее трагичным и переломным для России, потерявшей миллионы граждан. Эта колоссальная цена избавления от череды опасных иллюзорный целей, которые вынашивала политическая элита долгие годы: «Москва - третий Рим», «Русский флаг над Царьградом», «Мировая пролетарская революция», «Общество без денег и без собственности», «Мировое господство». Отрадно, что XXI век Россия встречает наиболее адекватным целеполаганием - безопасность и благосостояние народа.
Политэкономическая и правовая реальность современного общества информационного общества представляет собой сложную синергетическую среду со множеством аттракторов и агентов влияния. Это делает невозможным соблюдение не только одних стандартов, но и двойных, доводя их количество до янусовидности или ситуативности. В этих условиях исключительно возрастают требования адекватности политического лидера и институтов.
Сложному обществу нужны адекватные лидеры. Усложнение социального пространства-времени задаёт новые требования к национальным лидерам, чтобы соответствовать комплексным вызовам modernity. Путин уже поднял планку флагманства на небывалую для России и мира высоту. Философия Путина - философия объективности и многозадачности, исторического оптимизма и служения. Это мировоззрение, которое соответствует комплексному обществу. В сжатой форме её можно назвать философией адекватности. Философия адекватности - это социально-философская программа, в отличие от концепции истинности, гносеологической. Адекватность - это синтез объективности, диалектики и многополярности; корреспонденция индивида, институтов и государства сложности разворачивания глобального и локального. Современный авторитарный капитализм («демократура», военная тимократия) - естественный и единственно возможный для России способ организации социальной жизни огромного государства.
Протест сетевых хипстеров и бумеров - это не политическая проблема. Поколение Y - это люди скорости, быстрых изменений вкусов и доступности благ жизни. Они исполнены технологического романтизма, что в жизни всё должно быть всё так же быстро и эффективно, как в Интернете; им чужд упорный труд и аскеза.
Как лечить сетевой неадекват? Стандартные предложенные средства, относятся к набору hard power: усиление правоохранительных органов, цензура Интернета на предмет 282 ст. УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).
Сохранить хрупкий мир в России и защищать её позиции в мире нужно не только с помощью hard power, нужно наращивать потенциал soft power и smart power. Наука и образование, как инструменты мягкой силы, тоже могут способствовать укреплению государственности, - обучать философии объективности, адекватности, многозадачности, или тому, что соответствует мировоззрению сложного общества. Знание, опыт, способность к конструктивному диалогу - это долгосрочный вклад молодых, в сравнении с коммуникацией, построенной на ёрничаньи, сарказме и троллинге. Наука и образование - это устойчивая платформа для противодействия политическому хайпу, хипстерскому растаскиванию на мемы и затиранию власти в язвительном стёбе.