October 9, 2018
Касательно же Казахстана - про любые поползновения на том направлении можно забыть с 2001 года, когда Россия подписалась под Шанхайской конвенцией, фактически признав китайскую гарантию существующих границ в Средней Азии. Это, конечно, не НАТО, но с Китаем никто шутить тоже не хочет. Вообще это был, наверно, самый удивительный эпизод российской дипломатии (по ее собственным традиционным царско-советским меркам) - признание гарантий третьих держав, предоставляемых странам, которые Россия считала находящимися в своей сфере интересов. Так как со стороны среднеазиатских стран никаких территориальных претензий к России даже представить невозможно, то с точки зрения прагматичной дипломатии этот акт выглядел необъяснимой уступкой на стратегическом направлении.
https://www.facebook.com/kirill.rogov.39/posts/2500947543256184?comment_id=2501143813236557
June 21, 2019
Интересно, что ответ на вопрос "почему он не докалывается до эстонцев" - вообще говоря, лежит на поверхности и называется "статья 5". А вот про Казахстан почти никто, как я понимаю, не уловил.
Так вот, про Казахстан - думаю, что там тоже действует "статья 5", но из другого договора. Просто на него никто не обращает внимания. Конкретно, это вот этот международный договор, который для меня остается едва ли не самой большой загадкой пост-ельцинской российской внешней политики - "Шанхайская конвенция" 2001 года (http://kremlin.ru/supplement/3405)
Смотри, там в пункте 1 статьи 1 перечисляются и определяются запрещенные действия - терроризм, сепаратизм, экстремизм.
А в статье 5 говорится - "Стороны по взаимному согласию могут проводить консультации, обмениваться мнениями, согласовывать позиции по вопросам борьбы с деяниями, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящей Конвенции, в том числе в международных организациях и на международных форумах."
Как я понимаю, эта конвенция де-факто означает, что Россия отказалась от ельцинской доктрины, по которой территория бывшего СССР (за исключением стран Балтии) рассматривалась как зона ее исключительных интересов (что и нашло выражение в официальной формуле "ближнее зарубежье"). Доктрина исключительных интересов предполагает, в частности, что Россия имплицитно резервирует за собой исключительное право гарантий безопасности этим странам и т.д. Шанхайская же конвенция означает, что в вопросах своей внутренней безопасности страны бывшей советской Средней Азии получили равные гарантии России и Китая. Россия признала право Китая на защиту этих стран от возможных сепаратистских движений. Иными словами, признала бывшую Среднюю, ныне Центральную, Азию зоной совместных с Китаем, а не своих эксклюзивных, интересов.
В результате мы наблюдаем со стороны России полное, тотальное отсутствие самомалейших намеков даже на возможную робкую симпатию к эвентуальным сепаратистским устремлениям в этих странах. Потому что для Китая сепаратизм - это едва ли не главное экзистенциальное зло современности.
Во всяком случае, я это так вижу.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2543512099015833&id=100000712037223&comment_id=2543516085682101