А тем, что стало ясно - Советского Союза, глобальной сверхстраны, больше нет. Ведь иррациональность советского подхода к отношениям с Израилем была свидетельством своеобразной необычности, иррациональности самого Советского государства.
Для обычных стран дипломатические связи - не награда за заслуги, а средство для облегчения жизни собственных граждан. И наша страна в отношениях с другими агрессорами, - их было немало в XX веке, - вела себя нормально, в лучшем случае понижая ранг представительства. Ведь до сих пор Турция оккупирует пол-Кипра, пол-Кашмира - Пакистан. И ничего, сотрудничаем.
Но в отношениях с государствами, претендующими на особое место в мировом сообществе, СССР проявлял болезненную нервозность конкурента. Параноический образ США в советском сознании, замораживание еще с довоенных времен всех связей с Саудовской Аравией, рационально необъяснимый разрыв связей с Израилем (дважды - в пятьдесят третьем году с января по июль и в шестьдесят седьмом году уже по наше время) - все это симптомы глобальных претензий.
Теперь Советский Союз суетливо хочет изобразить себя таким же, как все, нормальным государством. Для этого предпринимаются символические жесты типа вступления в МВФ, отказа от внешней экспансии, а теперь - окончания антиизраильской государственной истерии.
Увы - сам смысл создания и существования нашей державы был в ее необычности, всемирности. СССР может быть либо мессианским, либо не быть вообще. Попытка вскочить в поезд традиционной дипломатии проваливается раз за разом.
И правда - все республики бывшего Союза только чуть-чуть отделившись, едва ли не первым делом стремились подружиться с Израилем. В Закавказье весь прошлый год шла гонка - какая из трех республик (включая Азербайджан) больше любит Израиль и больше любима им. Самолеты уже летают, народ ездит, торговля вовсю идет... Для умиротворения на Ближнем Востоке СССР уже почти не нужен; зовут его только из вежливости - хозяин-то в доме уже США...
Горбачевская политика традиционна - делать сегодня то, что надо было делать вчера. Эта политика видна во всем, вчера - в Сеуле, сегодня - в Иерусалиме, завтра, без сомнения, - в Тайбэе.
Не хватит ли опаздывать?