Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Category:

На память

Из старых разговоров четырехлетней давности, когда в очередной раз всплыла нелепая тема "добровольного рабства", вырежу коммент, в котором попытался более широко осветить вопрос "как это может быть устроено в свободном обществе".

****

Итак, 99 процентов путаницы по этому поводу проистекает из простого непонимания того, что в свободном обществе нет и не может быть никакого "верховного закона", устанавливаемого сувереном и имеющего приоритет для всех граждан. Не улавливая этот факт, оппоненты либерализма переносят нынешние реалии на условия свободного общества и воображают, будто либералы хотят просто-напросто декретировать свои постулаты в виде нового верховного закона. Типа как победить на выборах (или даже устроить переворот) и "построить свободное общество".

Естественно, это не более чем абсурд. Мнение либералов об устройстве свободного общества - это всего лишь гипотезы о том, как, вероятно, будут рассуждать и действовать люди, исходящие из логически последовательных представлений о свободе, собственности и т.д.
- причем среди этих представлений, судя по всему, оказывается и концепция собственности, опирающаяся на принципы "самособственности", гомстеда и обмена.

О каких представлениях и действиях людей свободного общества мы говорим? О тех, которые связаны с конфликтами по поводу собственности. Пока взаимодействующие люди не считают себя находящимися в конфликте по поводу собственности, другим людям нет нужды размышлять об их отношениях и принимать в них участие. Если же взаимодействующие люди оказываются в конфликте, споре, то окружающие могут принять в нем участие и поддержать ту или иную сторону, исходя из своих (как мы предполагаем - более или менее универсальных, логических) представлений о справедливости и собственности.

Так, например, если А и Б подписывают соглашение о "добровольном рабстве", по которому А обязуется быть вечным рабом Б, то какие могут здесь возникнуть развилки?

Пока А соглашение выполняет и служит Б, то конфликта нет. Более того, для рассматривающего эту ситуацию со стороны здесь нет никакой возможности позитивно идентифицировать отношения рабства - ведь абсолютно то же самое может происходить и в рамках обычного трудового контракта А и Б.

Ситуация рабства возникает тогда, когда А хочет прекратить свою службу, а Б ему насильно в этом препятствует. Возникает конфликт. Как ведут себя другие, окружающие сограждане свободного общества? На чью сторону встанут? Исходя из последовательного логического подхода к собственности, они, вероятно, сочтут, что право собственности А на самого себя первично, поэтому принудительное задержание А, осуществляемое Б, несправедливо и должно быть пресечено. То есть они помогут А вырваться из рук Б.

Собственно, абсолютно то же самое возникает и тогда, когда А просто подряжается работать на Б некое заранее оговоренное время, но бросает работу на полдороге - если Б пытается его задержать, то сограждане с большой вероятностью приходят на помощь А и восстанавливают справедливость.

При таком раскладе, очевидно, Б будет составлять свои соглашения с А о выполнении А каких-либо работ таким образом, чтобы защитить свои интересы в случае пересмотра обязательств со стороны А. Человечество давным-давно придумало соответствующие методы - прежде всего это расщепление работы и оплаты на относительно маленькие кусочки, чтобы в случае разрыва трудового контракта ни одна сторона не оказалась в невосполнимо драматическом выигрыше или проигрыше. Другим методом является использование репутации - если А рассчитывает на высокооплачиваемую работу, которую может предоставить только ограниченное число работодателей (к числу которых относится Б), то он прямо заинтересован не подрывать свою репутацию бездумным нарушением контракта. Механизм репутации и дробной оплаты может быть распространен на "дальние связи" посредством различных гарантий, залогов и т.д.

Среди прочих следствий этого расклада оказывается и бессмысленность договора о "добровольном рабстве". Заключать такие договоры можно, но они оказываются лишенными поддержки в глазах окружающих, а значит - неэффективными, невыполнимыми. Можно подписать договор о "добровольном рабстве", о доставании Луны с неба, о выпивании моря, о погашении Солнца и о способе гарантированного выигрыша в рулетку - сила их будет примерно одинаковой.

***

Апдейт: похоже, только юзер guyz30 уловил смысл этого постинга. Он не в том, чтобы возвращаться к бессмысленному разговору о нелепой идее "добровольного рабства", а в подчеркивании того, что в свободном обществе нет верховной власти, то есть нет "единого нельзя" (или "единого можно"). Последую за ним и выделю эту содержательную часть жирным шрифтом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments