?

Log in

No account? Create an account
December 18th, 2018 - Boris Lvin — LiveJournal

December 18th, 2018

December 18th, 2018
05:47 pm

[Link]

Что-то я запутался
Симон Кордонский в своем фейсбуке дал линк на вот эту статью:

Рост сельского хозяйства в России оказался на 30% статистической ошибкой
https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/rost-selskogo-khozyaystva-v-rossii-okazalsya-na-30percent-statisticheskoy-oshibkoy-1027816616

Там, в частности, написано:

Более 10 миллионов тонн сельхозпродукции - от мяса и молока до овощей и фруктов, - которые фигурировали в официальных отчетах и позволяли рапортовать о настоящем буме в секторе АПК, - на самом деле никогда не существовали.
Масштабные «приписки» в духе последних десятилетий СССР выявились в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи, отмечают в декабрьском «Мониторинге экономической ситуации» эксперты РАНХиГС: в денежном выражении объем реально произведенной сельхозпродукции в РФ оказался меньше декларируемого на 542 миллиарда рублей.


И, соответственно, дается линк на статью Василия Узуна "Аграрная статистика: коррекция после сельскохозяйственной переписи" (это глава 2 публикации "Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. № 21(82) Декабрь 2018 г.") - https://www.ranepa.ru/images/News/2018-12/07-12-2018-monitoring.pdf

Василий Узун пишет:

По данным Росстата, сельское хозяйство в последние годы росло быстрыми темпами: в 2013 г. – на 5,8%, в 2014 – на 3,5, в 2015 – на 2,6, в 2016 – на 4,8, в 2017 – на 2,5. В целом за 5 лет рост составил 20,7%. Однако по результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи (ВСХП) 2016 г. статистика была серьезно скорректирована. Опубликованные ранее данные о производстве сельскохозяйственной продукции оказались завышенными


Далее, в сноске, он упоминает предыдущую сельскохозяйственную перепись 2006 года:

Уже при анализе данных первой сельскохозяйственной переписи 2006 г. Росстат обнаружил, что текущие статистические данные по объемам производства завышены по сравнению с результатами переписи. Валовая продукция в 2007 г. оказалась завышенной на 168 млн руб. (8,7%).


И так далее.

В общем, все выглядит однозначно. Статистики считали объем сельскохозяйственного производства по текущей отчетности сельхозпредприятий, а когда провели сельскохозяйственную перепись, то увидели - реальный объем производства меньше того, что предприятия сообщали в своей отчетности. Мол, одно дело дутые цифры отчетности, а другое дело - реальность, обнаруженная в ходе перепись.

Ну и выводы типа таких:

В результате чиновники Минсельхоза России, политики, научная общественность, бизнес-сообщество пребывают в уверенности, что картофеля в России предостаточно. На деле же оказывается, что Россия производит около 20 млн т, что с учетом объема потребления, семян и потерь уже грозит дефицитом или наращиванием импорта. Если бы бизнес и органы управления АПК не были дезориентированы неточной статистикой, то в отрасль бы пошли более значительные инвестиции.


***

Но я так и не уловил, какое отношение все эти сельскохозяйственные переписи имеют к объему сельскохозяйственного производства, реальному или вымышленному.

Я посмотрел опросники переписей. Перепись 2006 года - http://www.gks.ru/news/perepis2006/T8/part8_t8.pdf. Перепись 2016 года - http://www.vshp2016.ru/upload/medialibrary/2f7/VSXP_2016-T_7_web.pdf.

В этих формах множество граф и вопросов. Есть вопросы о размерах земельных участков с разбивкой по культурам, о структуре занятости, об имеющейся технике, о поголовье животных, о проценте товарности. Все это, как мне показалось, с заведомо нереалистичной степенью детализации. Но вопросов об объеме производства - там нет.

То есть Росстат по итогам этих сельскохозяйственных переписей ничего нового об объемах сельскохозяйственного производства узнать не мог.

Что я неправильно понимаю?

(37 comments | Leave a comment)

Previous Day 2018/12/18
[Archive]
Next Day
My Website Powered by LiveJournal.com