По этому случаю состоялась презентация (http://www.gorby.ru/rubrs.asp?rubr_id=595), стенограмма которой доступна по линку http://www.gorby.ru/imgrubrs.asp?img=file&art_id=25325
И вот Черняев, помимо прочего, рассказывает:
Вот какой момент, на который обращают внимание некоторые наши и иностранные исследователи перестройки. В архиве Политбюро хранится стенографическая запись части заседаний. При Болдине, когда он был начальником администрации Генерального секретаря и Президента, записывалось это на эти «жучки». Не знаю, знало ли Политбюро, но я знаю, что членам Политбюро он не докладывал то, что получалось. Но мне по-дружески стенографистки сказали, что такая запись ведется, и им поручено с пленки переводить всё это на бумагу. А потом они сами же мне говорили: Анатолий Сергеевич, он так правит эти стенограммы (сам Болдин лично). У меня, например, никакого доверия к тому, что там оставалось, нет. Этих стенограмм я не читал, но ими пользуются, я знаю, некоторые мемуаристы. Вот, скажем, в своих мемуарах Воротников часто ссылается на записи, которые хранятся в архиве.
Получается, что Черняев не вполне уверен, знали ли сами члены политбюро, что их подслушивают и записывают с помощью жучков.
Интересно, записывались ли кем-нибудь на пленку разговоры самого Черняева с болдинскими стенографистками? И если да, то кто расшифроввывал эти записи?..
Еще забавен рассказ Разумовского о том, что он, дескать, впервые всерьез задумался о недостатках советской власти не когда-нибудь, а ровно в тот момент, когда стал первым секретарем райкома партии. Кстати, в конце своего выступления Разумовский на кого-то наезжает, но на кого - не очень понятно. На Горбачева, что ли?