В частности, там отсканировано и то самое приложение номер 4 к контракту. Правда, в протоколе переговоров этот приложение датируется 9-м августа 2004 года, а на самом приложении стоит дата 23 июля; может быть, 9 августа - это число, когда были выполнены условия вступления его в силу, перечисленные в пункте 2?
Во-первых, из приложения видно, что Газпром полтора года назад перечислил Нафтогазу два с половиной миллиарда долларов аванса в обеспечение будущих поставок - честно сказать, природа этой операции не вполне понятна.
Во-вторых, из него видно, что стороны зафиксировали цену транзита, осуществляемого в счет этого аванса.
В-третьих, из него видно, что стороны зафиксировали цену газа на период до 2013 года, поставляемого в оплату услуг по транзиту - то есть транзиту вообще, а не только обеспеченного авансовым платежом.
По-моему, если рассматривать это приложение буквально, то оно означает, что Газпром обязался поставлять газ в оплату транзита по фиксированной цене до 2013 года, в то время как Нафтогаз обязался осуществлять транзит по фиксированной цене тоже до 2013 года, но только в объемах, оплаченных авансовым платежом по полмиллиарда долларов в год. То есть Нафтогаз, в принципе, может повысить цену транзита, а Газпром, наоборот, цену газа повысить не может.
Это, конечно, только приложение - вполне возможно, что сам контракт содержит множество других пунктов, исключающих эту странную асимметрию в пользу Нафтогаза.
Интересно, случайно ли возникла эта асимметрия? Может быть, участники переговоров просто не обратили внимание на асимметричность обязательств и предполагали, что обе цены фиксируются симметрично?