Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Володя Каганский об экологическом движении

Перелистывая его сборник, наткнулся на статью 94-го года, которую раньше, похоже, пропустил - "Экологический кризис: феномен и миф культуры". Сегодня она мне показалась одной из лучших вещей Каганского.

Если отвлечься от его неверного описания природы экономического цикла, совершенно постороннего в контексте статьи, то остальное - подмечено весьма точно.

Хорошие формулы:

"охрана природы" - есть установка сохранения референтного культурного ландшафта, смешиваемого с пейзажем.
<...>
Противоречие экологизма состоит в смешении разных модусов реальности - стремление натурного воссоздания того, что существовало и существует только как культурный образец, эталон. Многие экологические акции - неосознанные попытки воссоздать в обыденной реальности то, что никогда в ней не существовало, ландшафта-мифа. Существенно, что такой миф воплощен и вообще существует как реальность прежде всего в знаковых системах культуры, а в узком смысле задается прежде всего художественной литературой.
<...>
В создании экологистской ментальности велика роль маргинализованных субэлитарных групп, для которых, естественно, остра и болезненна проблема собственной идентичности (например, "писательский экологизм", характерный для многих стран).
<...>
еще одно противоречие нынешней экологической ситуации: активность в сбережении отдельных "выделенных" видов (вообще частей) живого - при игнорировании собственно человека.
<...>
Социализм и экологизм имеют много общих черт, даже общность массовой базы (электората) на Западе. Это идеи попранной и восстанавливаемой справедливости, утопизм, тяга к беспроблемно-бесконфликтному существованию, алармизм (тезис о "неуклонном ухудшении положения рабочего класса при капитализме" в классическом и советском марксизме и эквивалентное суждение о неуклонной деградации окружающей среды), революционный романтизм и мн. др.
<...>
Экологизм - не синоним и не основание экологического действия в широком смысле. Здесь нужно выделить различение экологизма и собственно реальной, "истинной" охраны природы. Экологизм как таковой и узко понимаемое (хотя и политически универсализируемое) экологическое действие - система акций, манифестируемых как природоохранные и даже природоспасительные. <...> Однако собственно природоохранные меры всегда были и остаются неотъемлемой составной частью осмысленного хозяйствования в широком смысле. Более того, любая долгосрочно ориентированная деятельность, традиционные образы жизни не могли не содержать природоохранных компонентов. Точнее говоря, такие аспекты - сквозные для культуры, охватывают все ее ярусы и сегменты. Возникает альтернатива: экологизм как относительно частная деятельность с претензиями на доминирование над всеми остальными сферами социокультурной активности - и собственно природоохранные акции и структуры, всякий раз оказывающиеся компонентом любой осмысленной деятельности. В первом случае экологическая активность обособлена в универсуме человеческой деятельности и поставлена в привилегированное положение, во втором - есть ее очевидно важный аспект и компонент.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments