Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Линки про брусчатку

Помимо ссылки на http://www.spbvedomosti.ru/2002/08/03/opyt.shtml (уже указанной r_l), можно навскидку накидать, например, такое.


Фотография торцов навалом после наводнения 1924 года:



Оказывается, дерево, поставленное на торец, или фибровертикально, выносит огромные тяжести. Например, лошадь по горизонтальной поверхности по твёрдой земле везёт 70 пудов со скоростью 3 версты в час, по шоссе - 140, доскам - 200, а по гладким, хотя и неполированным, торцам - 250 пудов. По железу лошадь везёт 700 пудов, однако железо в то время было в 10 раз дороже торцов. Поэтому железные и чугунные колёсопроводы требовали очень больших денежных затрат, их труднее было содержать, они нуждались в частом ремонте.

Об особой прочности торцовых дорог свидетельствует и такой исторический пример. На мостовую Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге была настлана именно торцовая дорога из сосновых брёвен для перекатывания по ним гранитных и мраморных камней при постройке Исаакиевского собора: все виды бревён вполне могла раздробить тяжесть этих масс. Позднее по торцам, из которых был составлен фибро-вертикальный паркет, от Невского проспекта к Зимнему Дворцу провезли камень более крупный пo весу, чем тяжести для ступени Александровского монумента (того, на котором можно видеть нынче огромную колонну). И вот этот камень при передвижении ни днём, ни ночью, когда на долгое время был оставлен на той же мостовой, не повредил ни одного её торца.

Когда в надёжности мостовой убедился сам Император Николай I, он приказал, чтобы торцовыми шестиугольниками вымостили весь Невский проспект и пространство вокруг Зимнего Дворца. Тогда этому очень обрадовались домовладельцы, так как все дома на Невском были избавлены от беспрестанной вибрации, которая повреждала их прочность, а также излишнего шума от проезжавших экипажей.


http://gazeta.priroda.ru/index.php?act=view&g=7&r=961

В одном месте утверждается, что автором идеи таких мостовых был В.П.Гурьев, который

в 1836 г. выпустил монографию: “Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний”. Развитие автомобильного транспорта рассматривалось в ней, говоря современным языком, в русле единой концепции: “автомобиль - водитель - дорога - экономический эффект”. Гурьев не был конструктором автомобилей, но он внес немалый вклад в развитие самой стратегии автомобилизма.

Автомобильные дороги, по предположению В.П.Гурьева, следовало покрывать деревянной торцовой мостовой, что для своего времени являлось идеей весьма прогрессивной. Он также уделял должное внимание безопасности перевозок пассажиров и грузов, подготовке водительских кадров.

Конечно, автомобилей с двигателями внутреннего сгорания тогда еще не было, и В.П.Гурьев ориентировался на паровые автомобили, которые он называл “сухопутными пароходами”. В междугородном сообщении предусматривалось широкое применение грузовых и пассажирских автопоездов. Построенная им карта транспортных связей России отличалась удивительно точным предвидением дальнейшего промышленного развития страны.

Однако, единственное, что Гурьеву удалось осуществить из своих проектов, так это построить торцовую мостовую в Петербурге на Невском проспекте, Дворцовой набережной и некоторых других улицах. Отмечая заслуги этого выдающегося ученого, в 1902 г. в Санкт-Петербурге была издана книга, посвященная его памяти - “Василий Петрович Гурьев и его идеи о дорогах для автомобилей”. Однако в настоящее время об этом мало кто помнит.


http://www.okoshko.murmanchanin.ru/dostizenia/avto.htm

А вот - укладка торцевой мостовой в Иркутске в тридцатые годы. Видно, что торцы - не шестигранные, а прямоугольные в срезе:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments