Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Политика Ярузельского глазами Кремля, январь 1985 года

В сети, кажется, до сих пор нет любопытной бумаги, которую Валерий Мусатов опубликовал в приложении к своей книге 1996 года. Бумагу он взял, очевидно, из собственного архива. Это записка отдела ЦК к заседанию комиссии политбюро по Польше. Более или менее известны бумаги советского политбюро по польскому вопросу за период кризиса (1980-1982 годы). Здесь же мы получаем возможность уловить, как представлялась политика Ярузельского в самом начале 1985 года, еще до Горбачева.

P.S. Впрочем, я не вполне прав. В архиве Буковского лежит рабочая запись заседания политбюро от 25 апреля 1984 года, где кремлевские старцы и кремлевский молодняк обсуждали примерно то же самое - http://psi.ece.jhu.edu/~kaplan/IRUSS/BUK/GBARC/pdfs/poland/pol84-8.pdf



************

К заседанию Комиссии Политбюро ЦК КПСС по Польше

С момента выдвижения В. Ярузельского на первые позиции в ПОРП и правительстве ПНР с нашей стороны велась с ним постоянная работа. С 1981 г. на высшем уровне состоялись 8 бесед, 33 телефонных разговора, направлено 9 устных посланий и писем; 15 бесед с В.Ярузельским провели члены советского руководства. Все это принесло свои результаты, сыграло важную роль в том, что удалось без применения крайних мер отбросить прямой натиск контрреволюции, сохранить Польшу в составе социалистического содружества.

Вместе с тем действия польского руководства на протяжении всего периода отличались непоследовательностью, склонностью идти на уступки оппозиционным социализму силам. Те или иные отступления от наших советов и рекомендаций (например, преждевременная отмена военного положения, освобождение вожаков антисоциалистических сил) В.Ярузельский объяснял необходимостью такического маневрирования. Он неоднократно заверял, что это - явление временного характера, что по мере накопления сил ПОРП будет переходить в наступление. Однако на практике развитие событий в Польше идет пока в таком направлении, при котором нельзя ожидать радикального устранения причин, вызвавших глубокий экономический и и политический кризис в обществе.

На это со всей принципиальностью было обращено внимание В.Ярузельского в послании К.У.Черненко от 13 декабря 1984 г. В пространной беседе с совпослом 5 января с.г. (спец. №№ 14 и 15) Ярузельский изложил свое мнение по вопросам, затронутым в послании. При этом он впервые прямо полемизирует с некоторыми нашими оценками хода событий в Польше, более откровенно, чем когда-либо, высказывает свои взгляды на стоящие перед страной проблемы. Эти высказывания подтверждают, что у польского руководства сформировалась концепция "особого польского пути", которая рассматривается как единственно возможная в нынешних специфических польских условиях.

Суть ее сводится в основном к следующим моментам:

Во-первых, приоритет в политической системе отдается не ПОРП, а сильной государственной власти, которая должна стоять над всеми партиями и общественными организациями. Соответственно, руководящая роль ПОРП в обществе и государстве, хотя о ее значении говорится в партийных документах, на деле теряет реальное содержание. Складывается такое положение, когда все основные проблемы решаются по линии государственных органов, а аппарат ЦК и воеводских комитетов действует изолированно от низовых партийных организаций, фактически как составная часть государственного механизма. Лишенная практической власти на местах, ПОРП не в состоянии оказывать решающего влияния не только на политический процесс, но и на экономику, на сферу идеологии.

Во-вторых, руководящая роль ПОРП ограничивается "дележом власти" с Объединенной крестьянской и Демократическими партиями, профсоюзами и органами самоуправления. Характерно, что такой важнейший вопрос, затрагивающий жизненные интересы населения, как планируемое очередное повышение цен, решается сейчас в дискуссии между государственными органами и новыми профсоюзами. Отстранение ПОРП от этой проблематики мотивируется желанием "вывести партию из-под удара", "не связывать ее с непопулярными решениями". На деле же это ведет у укреплению в общественном сознании мысли о том, что ПОРП выключена из политической жизни, не имеет никакого влияния на ход дел в стране.

В-третьих, в противоречие с конституционным положением об отделении церкви от государства костел признается составным элементом общественно-политической структуры, получает такие возможности клерикализации общества, какие церковь не имеет практически нигде, за исключением теократических государств (например, в Иране). На наши предостережения в этих вопросах В.Ярузельский отвечает ссылками на невозможность обострять отношения с костелом в связи с теми или иными событиями в польской политической жизни. Сейчас это - намеченные на октябрь с.г. выборы в сейм. На практике сосуществование с церковью, оплачиваемое бесконечными уступками ей, становится постоянным элементом линии польского руководства.

В-четвертых, в социально-экономическом плане, несмотря на официально провозглашенные лозунги о защите интересов рабочего класса, поощряется развитие частнособственнических, мелкобуржуазных тенденций, ведущее к росту дифференциации доходов различных слоев населения, к усилению социальной напряженности. Надежды на преодоление последствий кризиса в народном хозяйстве в большой мере связываются с дальнейшим оживлением частного сектора в городе и на селе. Такая ориентация отодвигает на неопределенное будущее, вычеркивает из повестки дня задачу кооперирования деревни.

В-пятых. признается неизбежность плюрализма в идеологии. Не ведется борьбы не только с религией, но также с праворевизионистскими, реформистскими и социал-демократическими концепциями, которые имеют открытое хождение в Польше. При отсутствии прямых грубых проявлений антисоветизма, имевших место ранее (осквернение могил советских воинов, надругательства над памятниками и т.д.), распространяются, не встречая противодействия, различные измышления, дискредитирующие нашу страну, в ложном свете трактующие историю советско-польских отношений. Вопреки нашим неоднократным возражениям против издания нового учебника для школы, густо сдобренного антисоветчиной, он выпущен в свет тиражом 600 тыс. экземпляров.

В-шестых, во внешней политике ориентация на Советский Союз, как главного гаранта социалистического строя в Польше и ее территориальной целостности в нынешних границах, сочетается со стремлением развивать и укреплять связи с Западом. Одним из наглядных показателей этой тенденции является принятое недавно решение о вступлении Польши в МВФ, несмотря на неоднократные наши предостережения против такого шага. Более активному движению в этом направлении до сих пор мешали экономические санкции и политический бойкот ПНР со стороны империалистических государств, прежде всего США. Если ситуация изменится, - а существуют признаки того, что Запад готов изменить свою тактику в польском вопросе, то за этим может последовать торможение курса на переориентацию экономических связей Польши с СССР, и не только экономических.

Таковы основные черты концепции "особого польского пути". Ее осуществление на практике может иметь далеко идущие негативные последствия для позиций социализма в ПНР. Трудно сказать, в какой мере эта концепция и соответствующая ей политическая практика отвечают убеждениям самого В.Ярузельского, а в какой внушаются ему ближайшим окружением (К.Барчиковский, М.Раковский и др.). В какой мере они продиктованы пассивным, хвостистским приспособлением к польской действительности, а в какой - верой в то, что именно такой путь является для Польши правильным. Но независимо от ответов на эти вопросы не остается сомнений, что польское руководство намеренно действовать в этом направлении и дальше.

Одним из свидетельств этого является позиция В.Ярузельского но кадровому вопросу. В ходе практически всех контактов на высшем уровне его внимание постоянно обращалось на необходимость, с одной стороны, поддерживать тех людей в руководстве и партийном активе, которые стоят на принципиальных марксистско-ленинский позициях, а с другой - избавиться от т.н. попутчиков, придерживающихся оппортунистических или даже социал-демократических взглядов. В.Ярузельский в ответ на это говорил, что в интересах боеспособности ПОРП необходимо отсечь как правое, так и "левое" крыло. На практике же ни один из крупных деятелей правого толка не был убран с политической арены и в то же время все более или менее значимые фигуры "левого" направления одна за другой лишались возможности оказывать влияние на ход дел в партии и стране (Т.Грабский, С.Кочолек и др.).

Чтобы преодолеть наши возражения против отстранения стойких коммунистов, в последнее время предприняты попытки очернить и дискредитировать этих людей. Вслед за М.Милевским таким методом намереваются убрать с политической арены С.Ольшовского. В то же время превозносятся заслуги К.Барчиковского и М.Раковского, хотя они отнюдь не безупречны в личном плане, не говоря уже об их политических позициях. Наносится удар по "левым" и в аппарате ЦК ПОРП - в последнее время сняты со своих постов зав. экономическим отделом ЦК ПОРП С.Гембаля, зав. административным отделом М.Атлас, руководитель партийного издательского кооператива З.Андрушкевич и ряд других товарищей.

При оценке перспектив развития событий в Польше важно принимать во внимание планы империалистических сил. В декабре 1984 г. Совет национальной безопасности США оценил политическое и экономическое положение в стране как "крайне неустойчивое" и счел нецелесообразным действия, которые в конечном итоге могут привести к смене нынешнего польского руководства во главе с В.Ярузельским. Целью американской политики в отношении ПНР определена поддержка "ориентированной на проведение реформ фракции в руководстве Польши". СНБ сформулировал стратегические задачи "Солидарности" на данном этапе: утвердить себя в качестве политического партнера режима В.Ярузельского, отказаться от подчеркивания антикоммунистических позиций, демонстрировать готовность к сотрудничеству с ПОРП, добиваясь расширения условий для политического плюрализма и укрепления национального суверенитета ПНР, т.е. ее отхода от СССР.

Таким образом, вопрос о будущем Польши будет решаться в трудной и затяжной борьбе с хорошо организованным классовым противником, опирающимся на поддержку мировой реакции и активно использующим такие факторы, как религиозность большинства населения страны, националистические и прозападные настроения, преобладание нигилистического отношения к социализму среди интеллигенции и молодежи, неудовлетворенность рабочего класса своим нынешним материальным положением.

В этих условиях проведение политики в духе концепции "особого польского пути" означает по сути дела попытку пассивного приспособления к действительности. Такая политика, очевидно, продиктована и стремлением В.Ярузельского сыграть роль лидера, выступающего не с классово-партийных, а с национальных позиций. Закреплению его в таком качестве должно способствовать избрание на пост главы государства (скорее всего - президента) после выборов в сейм. С учетом того, что В.Ярузельский обладает непререкаемым авторитетом в польской армии, это еще более укрепит его личную власть, и от того, как она будет использоваться, в огромной мере зависит развитие Польши в предстоящий период.

Все это предопределяет необходимость и дальше продолжать постоянную работу с В.Ярузельским. Опыт показывает, что он прислушивается к мнению советского руководства, учитывает его (хотя неполно и непоследовательно) в своей политике. В беседе с В.В.Гришиным 18 января с.г. (спец. № 50) В.Ярузельский, как бы продолжая отвечать на вопросы, поставленные в письме К.У.Черненко, заявил, что после процесса Попелушко, "если потребуется, мы ударим по костелу сильнее"; готовятся меры против частного сектора, который "перерос дозволенные рамки"; есть намерение "более решительно противодействовать антисоветизму"; планируется провести пленум ЦК по вопросу укрепления и повышения роли партии.

Оказывая необходимую поддержку В. Ярузельскому, целесообразно и впредь обращать его внимание на негативные аспекты нынешнего, по существу соглашательского курса для судеб социализма н ПНР, добиваться (особенно в связи с предстоящим в 1986 г. X съездом ПОРП, который даст возможность для "перетряхивания" кадров) сохранения в руководящем составе ПОРП твердых сторонником марксистско-ленинской линии, дружбы и сотрудничества Польши с СССР.

В.Ярузельский сказал совпослу, что он "готов выехать в Москву и проинформировать советское руководство по всем вопросам, поднятым в письме К.У.Черненко. Или кто-то из советского руководства мог бы приехать в Варшаву, и все это можно было бы обсудить здесь". Целесообразно использовать это предложение, осуществив, в соответствии с имеющимся приглашением, поездку в Польшу т. .................. для проведения беседы по всему комплексу вопросов, поднятых в письме К.У.Черненко, изложения нашей позиции по злободневным проблемам развития Польши.

21.01.1985 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments