Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Об рубль и доллар - 1

Чтобы внести ясность - речь идет о вот этом пакете документов: http://www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointra.jsp?c=291027-4

На настоящий момент это:

1. Текст внесенного законопроекта (24.04.06 11:46:25)


Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Статья 1

Статью 4 Федерального закона от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 7, ст.300; 1995, № 30, ст. 2870; 2000, № 26, ст. 2737; 2002, № 30, ст. 3029) дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Запрещается использовать в средствах массовой информации, а также размещать на сайтах средств массовой информации в части информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет», находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, информацию, содержащую сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, выраженную в иностранной валюте, условных единицах.».

Статья 2

Статью 10 Федерального закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 2004, № 52, ст. 5275) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Информация о цене товара, работы, услуги не может быть выражена в иностранной валюте и (или) в условных единицах.».

Статья 3

Статью 17 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года № 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 2, ст. 74; 1999, № 28, ст. 3466) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в своих публичных выступлениях, в том числе и в средствах массовой информации, сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, выражают только в рублях.».

Статья 4

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 317 первое предложение дополнить словами «, за исключением случаев установленных пунктом 21 статьи 426 настоящего Кодекса», слова «В этом случае» заменить словами «Если в денежном обязательстве предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте или в условных единицах,»;

2) в статье 426:

а) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21. Цена товаров, работ и услуг должна быть выражена только в рублях.»;

б) пункт 5 после слов «пунктами 2» дополнить словами «, 21».

Статья 5

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2003, № 27, ст. 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2005, № 1, ст. 37, 40; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719; № 30, ст. 3124; № 50, ст. 5247; № 52 , ст. 5574; 2006, № 1, ст.4) следующие изменения:

1) статью 13.15 изложить в следующей редакции:

«Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации

1. Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предмета административного правонарушения.

2. Размещение в средствах массовой информации, а также на сайтах средств массовой информации в части информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет», находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, информации, содержащей сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, выраженные в иностранной валюте, условных единицах -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.»;

2) главу 13 дополнить статьей 13.25 следующего содержания:

«Статья 13.25. Нарушение требований законодательства к публичным выступлениям

Нарушение лицами, для которых законодательством установлены требования о выражении ими в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, информации о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге в российской национальной валюте (в рублях), указанных требований –

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.»;

3) главу 14 дополнить статьей 14.71 следующего содержания:

«Статья 14.7.1 Нарушение требований законодательства о выражении цены товаров, работ и услуг в рублях

Нарушение установленных законодательством требований о выражении цены товаров, работ и услуг только в рублях, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.»;

4) часть 1 статьи 23.1 после слов «13.23,» дополнить словами «13.25,»;

5) пункт 1 части 2 статьи 28.3 после слов «13.21,» дополнить словами «13.25», после слов «14.7» дополнить словами «14.71».

Статья 6

Статью 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Гражданский служащий в публичных выступлениях, в том числе и в средствах массовой информации, при использовании сведений о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге выражает их только в рублях.».

Статья 7

Статью 5 Федерального закона от 22 февраля 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (новая редакция) (Российская газета, 2006, N 4017) дополнить частью 71 следующего содержания:

«71. В рекламе информация о цене товаров и иных объектов рекламирования должна быть выражена только в рублях.».

Статья 8

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его опубликования.

Президент Российской Федерации

http://asozd.duma.gov.ru/intranet/kom01.nsf/I/E09A7E95E233E824C325715A003031ED

2. Финансово-экономическое обоснование (24.04.06 11:48:58)

Принятие указанного закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

http://asozd.duma.gov.ru/intranet/kom01.nsf/I/50DC18F3A1DF4382C325715A00306DBC

3. Пояснительная записка (24.04.06 11:47:32)


В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации и статьей 27 Федерального закона «О Центральном Банке России» рубль является российской национальной валютой и законным платежным средством на территории Российской Федерации. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц, а также денежных суррогатов не допускается.

Также по общему правилу не допускается использование иностранной валюты (условных единиц) в качестве средства платежа на территории Российской Федерации. Исключения составляют случаи, предусмотренные специальным законодательством, а также нормативными актами Центрального Банка России, издаваемыми им при осуществлении функции валютного регулирования.

В настоящее время наблюдается процесс стабилизации российской национальной валюты. В связи с ростом доверия граждан России к национальной валюте, вызванным укреплением рубля, представляется своевременным внести в действующее законодательство изменения, предусмотренные предлагаемым законопроектом.

Законопроект разработан с целью уточнить отдельные требования действующего законодательства и обеспечить их выполнение в современных экономических условиях.

В настоящее время сложилась практика предоставления информации о цене (стоимости) товаров, работ, услуг одновременно как в рублях, так и в иностранной валюте (долларах, евро), в условных единицах. Устанавливая цену в иностранной валюте (условных единицах), продавцы нередко определяют собственный курс соотношения иностранной валюты (условных единиц) к рублям. Подобная информация о цене товара (работы, услуги) вводит потребителя в заблуждение, что нарушает его права и законные интересы.

Данная проблема может быть решена статьями 2 и 4 настоящего законопроекта, которые вносят изменения в статьи 317 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «О защите прав потребителей». Изменениями устанавливается правило, согласно которому в Российской Федерации цена товаров, работ и услуг в сделках, имеющих публичный характер, должна быть выражена только в рублях. Фактически это должно привести к запрету осуществлять информирование потребителей о стоимости товаров, работ, услуг, имущества в иностранной валюте и условных единицах.

Поскольку информирование о цене товара, работы, услуги может осуществляться через рекламные объявления, в том числе и в средствах массовой информации, то изменения необходимо внести также в Федеральные законы «О рекламе» и «О средствах массовой информации» (статьи 1 и 7 настоящего законопроекта).

Изменения, вносимые в статью 4 Федерального закона «О средствах массовой информации», устанавливают запрет на использование в средствах массовой информации, а также на сайтах средств массовой информации в части сети «Интернет», находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, информации о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, выраженной в иностранной валюте (условных единицах).

Статьями 3 и 6 настоящего законопроекта устанавливаются требования к публичным выступлениям (в том числе и в средствах массовой информации) членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также государственных гражданских служащих упоминать сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, выраженные только в рублях.

Соблюдение установленных запретов обеспечивается введением в ряде случаев административной ответственности за их нарушение. Статьей 5 законопроекта предусматривается дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми статьями.

Так статьей 13.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований законодательства к публичным выступлениям» установлена ответственность лиц, для публичных выступлений (в том числе и в средствах массовой информации) которых установлены ограничения и запреты, за несоблюдение ими запрета в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, выражать в иностранной валюте (условных единицах) информацию о стоимости товаров, работ, услуг имущества, о суммах сделок, о денежных показателях бюджетов всех уровней в Российской Федерации, заимствований, государственного и муниципального долга.

Ответственность физических и юридических лиц за указание информации о цене товара (работы, услуги) в иностранной валюте (условных единицах) установлена статьей 14.71 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Статья 14.71 Нарушение требований законодательства о выражении цены товаров, работ и услуг в рублях».

Законопроектом предлагается также изложить статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в новой редакции, установив ответственность за нарушение запрета распространять информацию о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге в иностранной валюте (условных единицах).

В качестве вида наказания по всем перечисленным составам правонарушений устанавливается административный штраф.

Статьей 8 законопроекта предусматривается норма о вступлении принятого закона в силу по истечении 30 дней со дня его опубликования.

Принятие закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" потребует внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в частности, в главу 13.1.

Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, поэтому заключения Правительства Российской Федерации по нему не требуется.

Законопроект внесен как по вопросам, являющимся предметами исключительного ведения Российской Федерации (пп. «в», «о», «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации), так и по вопросам, являющимся предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).


http://asozd.duma.gov.ru/intranet/kom01.nsf/I/59583CBD99B1EA49C325715A00304C34

4. Перечень актов федерального законодательства ... (24.04.06 11:47:57)

В связи с принятием данного закона потребуется внести изменения в главу 13.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

http://asozd.duma.gov.ru/intranet/kom01.nsf/I/B7509711D2BDC66FC325715A00305604

5. Сопроводительное письмо (24.04.06 11:49:52)

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы вносится проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, поэтому по нему заключения Правительства Российской Федерации не требуется.

Законопроект внесен как по вопросам, являющимся предметами исключительного ведения Российской Федерации (пп. «в», «о», «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации), так и по вопросам, являющимся предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Приложение:
1. Текст законопроекта – на 5 листах.
2. Пояснительная записка – на 3 листах.
3. Финансово-экономическое обоснование – на 1 листе.
4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного Федерального закона – на 1 листе.

Депутаты Государственной Думы

http://asozd.duma.gov.ru/intranet/kom01.nsf/I/E709BB4FDB41BFBAC325715A003082EC

6. Заключение Правового управления (к 1 чтению) (22.05.06 16:47:37)


Заключение Правового управления Государственной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (1 чтение)

0519291027-4.145

Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

По поручению Совета Государственной Думы от 20 апреля 2006 года (протокол № 155, пункт 47)

Заключение по проекту федерального закона № 291027-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», внесенному депутатами Государственной Думы В.В.Гребенниковым, А.В.Бурениным, В.В.Гальченко, Н.Н.Гончаром и другими (первое чтение)

Изменения, предлагаемые законопроектом, связаны с установлением запрета на «выражение» в иностранной валюте (условных единицах) информации (сведений) о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге.

Полагаем, что ограничения, устанавливаемые законопроектом, в ряде случаев не могут быть выполнены, так как законодательством Российской Федерации (в том числе, бюджетным, налоговым, гражданским, банковским, валютным, таможенным) закреплена объективная необходимость использования отдельных показателей, выраженных в иностранной валюте. Так, например, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) внешний долг представляет собой обязательства, возникающие в иностранной валюте. Статьей 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации вопросы утверждения государственных гарантий Российской Федерации также регулируются в иностранной валюте.

Законопроектом данные и многие другие положения федеральных законов не затрагиваются, при этом возможность их изменения вызывает сомнения, поскольку при пересчете показателей, выражаемых в настоящее время в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации возникнут проблемы, связанные, в том числе, с постоянными изменениями официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, что может потребовать ежедневной корректировки соответствующих показателей. Также возникает вопрос с указанием соответствующих сведений, выраженных в иностранной валюте, содержащихся в международных договорах Российской Федерации (например, в отношении уплаты взносов в международные организации, осуществления расчетов в рамках интеграционных объединений, а также при участии Российской Федерации в международных договорах как субъекта гражданского оборота).

В связи с вышеизложенным, считаем необходимым предусмотреть в законопроекте исключения для вновь устанавливаемого ограничения в случаях использования в федеральных законах обозначений иностранной валюты.

Законопроект, устанавливая соответствующий запрет или обязанность, не уточняет, в отношении каких именно товаров, работ, услуг, имущества и сделок идет речь. Таким образом, в сферу регулирования новых норм могут попасть, среди прочего, и те сделки, товары, работы, услуги, имущество, к которым не имеют отношения Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, российские юридические лица и граждане.

Также имеется ряд замечаний по отдельным положениям законопроекта.

Статья 1 законопроекта включает соответствующий запрет в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», предметом регулирования которой является запрет на злоупотребления свободой массовой информации, в том числе в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную тайну, других серьезных правонарушений. Учитывая самостоятельность предмета регулирования нового положения, предлагаемого законопроектом, считаем целесообразным не вносить его в статью 4, а выделить в отдельную статью (например, 41).

Статьей 4 (пункт 1) проекта предлагается дополнить первое предложение пункта 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации словами «, за исключением случаев установленных пунктом 21 статьи 426 настоящего Кодекса». В этой связи следует иметь в виду, что новый пункт 21 статьи 426 Кодекса (см. пункт 2 статьи 4 проекта) не предусматривает каких-либо случаев, а содержит императивную норму.

В законопроекте (см. статьи 1, 3, 5, 6) используется терминология «товары, работы, услуги, имущество». В этой связи необходимо иметь в виду, что понятие «имущество» является общим и включает в себя, в том числе, и товары (см. статью 128, абзацы 3 и 4 статьи 316 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законопроектом (статьи 3 и 6) устанавливаются требования к публичным выступлениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также государственных служащих при упоминании сведений о стоимости товаров, работ, услуг, имущества и т.д. При этом, никаких подобных требований к публичным выступлениям иных представителей государственной власти (например, Президента Российской Федерации), представителей государственных органов, представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей органов местного самоуправления ни в законопроектах, ни в федеральном законодательстве в настоящее время не содержится.

Положения статьи 5 проекта (пункты 1-5), вносящей изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), нуждаются в согласовании как между собой, так и с действующими положениями КоАП РФ.

Проектом (пункт 3 статьи 5) предлагается дополнить главу 14 КоАП РФ новой статьей 14.71, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований законодательства (видимо, Российской Федерации) о выражении цены товаров, работ и услуг в рублях. Однако, в проекте не определено, к подведомственности каких органов будет отнесено рассмотрение дел данной категории.

Наряду с этим, предлагаемое указание на статью 13.25 (пункт 5 статьи 5 проекта) только в пункте 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ вызывает сомнение, поскольку в аналогичной ситуации составление протокола об административном правонарушении по схожему по своему характеру правонарушению по статье 13.15 КоАП РФ (злоупотребление свободой массовой информации) возложено не только на должностных лиц органов внутренних дел (милиции), но также и на должностных лиц других органов, то есть должностных лиц органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, и должностных лиц органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания (пункты 58 и 60 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Обращает внимание также необходимость согласования предлагаемых положений КоАП РФ с проектными положениями базовых законов в части терминологии (см., например, статьи 1и 3 проекта).

Кроме этого, в предлагаемой новой статье 13.25 КоАП РФ (пункт 2 статьи 5 проекта) следует говорить не о «российской национальной валюте (рублях)», а о «валюте Российской Федерации».

Полагаем, что дополняемая часть 11 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 6 законопроекта), не является предметом указанной статьи, поскольку предметом регулирования данной статьи являются запреты, связанные с гражданской службой. В этой связи полагали бы необходимым уточнить редакцию дополняемой части 11 либо дополнить указанный Федеральный закон новой статьей 171.

Отсутствует в целом единообразие в использовании терминологии в законопроекте. Так, например, в одних случаях вводится запрет использовать информацию, содержащую сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества и т.п., выраженную в иностранной валюте, условных единицах, а в других случаях - устанавливается обязанность выражать такие сведения только в рублях.

Законопроект также нуждается в доработке юридико-технического характера. Замечания переданы в рабочем порядке.

Начальник управления Г.П.Ивлиев

Исполнители: Ю.В.Сапожникова, 982-26-90, Т.А.Анчуткина, М.Ю.Лиховицкая, Ю.Ф.Суркин, Ю.Н.Чибизова, Э.М.Билялова, Е.Б.Мартынова


http://asozd.duma.gov.ru/intranet/kom01.nsf/I/B648AC4569686912C3257176004BC567

7. Заключение Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству (24.05.06 10:56:06)


Заключение на проект федерального закона № 291027-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу обозначения цены товаров, работы и услуг), внесенный депутатами Государственной Думы В.В.Гребенниковым, А.В.Бурениным, В.В.Гальченко, Н.Н.Гончаром, В.И.Гришиным, В.С.Груздевым, М.В.Емельяновым, В.С.Катренко, В.Я.Комиссаровым, А.В.Островским, И.Н.Харченко и А.Н.Хайруллиным

Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона. Законопроект предусматривает установление обязанности указывать сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге только в валюте Российской Федерации – рублях, установление запрета на выражение указанных сведений в иностранной валюте и условных единицах, а также установление ответственности за невыполнение указанной обязанности и нарушение запрета.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, разработчики исходили из того, что в соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации и статьей 27 Федерального закона «О Центральном Банке России» российской национальной валютой и законным платежным средством на территории Российской Федерации является рубль. На территории Российской Федерации не допускается введение других денежных единиц, а также денежных суррогатов. Не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, также использование иностранной валюты (условных единиц) в качестве средства платежа на территории Российской Федерации. Принятие законопроекта способствовало бы более последовательной реализации рассмотренных норм.

Не менее важной задачей законопроекта, по мнению его разработчиков, является защита прав потребителей, поскольку, устанавливая цену в иностранной валюте (условных единицах), продавцы нередко определяют собственный курс соотношения иностранной валюты (условных единиц) к рублям, что может ввести потребителя в заблуждение.

Представляется, что приведенные доводы в достаточной степени обосновывают концептуальную необходимость рассматриваемого проекта федерального закона.

В то же время, по содержанию конкретных норм законопроекта имеются замечания.

Так, необоснованным и неоправданным требованиями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации представляется предусмотренный статьей 1 законопроекта запрет на использование в средствах массовой информации и в российском сегменте сети Интернет «информации, содержащей сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, выраженной в иностранной валюте, условных единицах».

Вызывает возражение также предложение о включении рассматриваемой нормы в статью 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» (недопустимость злоупотребления свободой массовой информации). Действующая редакция указанной статьи запрещает, в частности, использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Использование информации о стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте, явно не соответствует характеру, правовой природе и степени общественной опасности перечисленных деяний.

Нуждаются в доработке статьи 3 и 6 законопроекта, устанавливающие обязанность депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, а также государственных служащих выражать в своих публичных выступлениях сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге, только в рублях. Представляется, что такая обязанность не должна распространяться на случаи использования информации, относящейся к иностранным товарам, работам и услугам, к товарам, работам и услугам, цена которых может быть выражена в иностранной валюте в соответствии с действующим законодательством, а также на информацию о внешнем государственном долге Российской Федерации.

Предлагаемое дополнение в пункт 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 4 законопроекта) нуждается в дополнительном обсуждении с учетом положений § 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вызывает возражения статья 5 законопроекта, предусматривающая внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, предлагаемые изменения в статью 13.15 требуют обсуждения по мотивам, высказанным в отношении статьи 1 законопроекта. Правонарушение, предусмотренное предлагаемой статьей 13.25, по своей правовой природе в большей степени соответствует дисциплинарному проступку. Вызывает сомнение также предложение о наделении правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.25, должностных лиц органов внутренних дел (милиции).

Нуждается в доработке статья 7 законопроекта, предусматривающая внесение изменений в статью 5 Федерального закона от 22 февраля 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». Представляется, что наряду с информацией о цене товара или иного объекта рекламирования в рублях должна быть выражена также содержащаяся в рекламных сообщениях информация о размерах тарифов, скидок, взносов и платежей, а также об иных расходах и имеющих денежное выражение выгодах, связанных с товаром или иным объектом рекламирования.

Недостаточным представляется предусмотренный статьей 8 законопроекта срок вступления в силу (по истечении 30 дней со дня его опубликования), поскольку исполнение требований статей 2, 4 и 7 законопроекта может потребовать от хозяйствующих субъектов существенных временных затрат, обусловленных необходимостью существенной реорганизации их предпринимательской деятельности.

Текст законопроекта нуждается в тщательной редакционной и юридико-технической доработке.

Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает необходимым устранение отмеченных недостатков при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.

Утверждено на заседании Комитета 18 мая 2006 года.

Председатель Комитета В.Н.Плигин


http://asozd.duma.gov.ru/intranet/kom01.nsf/I/6CAC0BDE0CE3D074C3257178002B96C6
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments