Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Думцы нынешние о Думе прошлой

Из стенограммы выездного заседания Думы в Таврическом дворце 27 апреля.

Выступление Грызлова - общая философия, не интересно. Зато речь Вешнякова предлагает весьма своеобразную интерпретацию недолгой парламентской истории царской России. Очень интересно посмотреть, как он расставляет ударения, что педалирует, что старается спрятать в тень. Особенно характерно, как он пытается оправдать введение неравного сословного представительства - ссылками на имущественный ценз и недопущение женщин к голосованию в других странах.

--------------------------

Вешняков А. А.

Уважаемые депутаты Государственной Думы! Уважаемые участники торжественного заседания! 100-летие учреждения Государственной Думы в России, проведения первых всероссийских выборов народных представителей и начала работы I Государственной Думы - это не только знаменательная дата в истории нашего государства, в развитии российского парламентаризма, но и повод для осмысления нынешних проблем демократического развития нашей страны. При всех громадных различиях между Российской Империей начала XX века и современной Россией в политической системе можно отметить ряд параллелей. Во-первых, общей особенностью государственного устройства в оба исторических периода является значительная концентрация власти у главы государства. В значительной мере это и тогда было связано, и сейчас связано с необходимостью сохранения целостности государства, надлежащего выполнения его структурами и звеньями жизненно необходимых для общества задач и функций. Во-вторых, как и в начале прошлого века, партийная система современной России ещё не соответствует уровню стоящих перед страной задач, как и прежде, общество испытывает нехватку авторитетных и ответственных, нацеленных на созидание и эффективно действующих в условиях свободной конкуренции политических партий. В-третьих, как и сто лет назад, в обществе наблюдается тенденция к снижению доверия граждан к власти в целом и к её важнейшим институтам. Государство традиционно воспринимается значительной, и не только либеральной, частью общества как система, не способная в должной мере обеспечить защиту общепризнанных прав и свобод граждан. Как известно, политические свободы, в том числе неприкосновенность личности, свобода слова, собраний и объединений, были дарованы населению Российской Империи царским Манифестом 17 октября 1905года в условиях глубочайшего общественно-политического кризиса. Этим же актом Государственной Думе был придан статус законодательного органа и заявлено о предоставлении избирательных прав тем классам населения, которые их раньше не имели: это мелкие землевладельцы, значительная часть городских жителей и рабочие. Все эти преобразования имели очевидную демократическую направленность. При формировании Государственной Думы использовалась мажоритарная многостепенная избирательная система абсолютного большинства за исключением двадцати шести крупных городов) с применением имущественного и других цензов при тайном голосовании: избиратели, распределённые на четыре курии - группы землевладельцев, городских жителей, крестьян и рабочих, избирали путём многостепенных выборов выборщиков, которые затем раздельно, по куриям, избирали членов Государственной Думы. Право участвовать в выборах имели лица не моложе двадцати пяти лет такой же, кстати, возрастной ценз применялся и в Германской империи, и в Бельгии, в Нидерландах, Норвегии и Испании). Не участвовали в выборах женщины, учащиеся, студенты, военнослужащие, кочевые народности, иностранцы, а также лица, подвергшиеся уголовному наказанию или состоящие под следствием либо судом. Избирательное право не было равным для представителей разных социальных групп - землевладельцев, городских жителей, крестьян, рабочих. Такой подход отражал желание власти сформировать Государственную Думу политически уравновешенной, с поддерживающим власть депутатским большинством. Закон о выборах в Государственную Думу некоторые исследователи характеризуют как недемократичный на том лишь основании, что он не предусматривал всеобщего избирательного права. Такие оценки, без учёта исторических реалий того времени, представляются некорректными и не вполне объективными. Если сравнивать с законами европейских государств того времени, мы видим, что ни в одной стране избирательное право тогда не было всеобщим. Женщины нигде не допускались к выборам, во многих странах существовали имущественные и сословные цензы. В Соединённых Штатах Америки избирательного права были лишены все афроамериканцы, а также малоимущие, действовали и другие цензы. В 1905 году в связи с предложением ввести всеобщее равное избирательное право в ближайшем окружении Председателя Совета Министров Сергея Юльевича Витте высказывалось такое мнение: "Мысль призвать всё полуграмотное и безграмотное русское и пёстрое инородческое население империи к участию в выборах в представительное учреждение... притом прямых, была мысль нелепая. Идти на это значило ввергать участь выборов в руки тех демагогов, которые сказочными посулами увлекли бы за собой народ..." Следует отметить, что законодательство содержало меры, направленные на предотвращение незаконного административного воздействия на избирателей и выборщиков и на ход самих выборов. Например, губернаторам и вице-губернаторам, градоначальникам и их помощникам, а также полицейским на вверенных им территориях избирательное право не было предоставлено. Примечательно также, что в целях защиты свободы и правильности результатов выборов были установлены весомые меры уголовной ответственности. При этом служащие правительственных, земских и общественных организаций, уполномоченные наблюдать за выборами, в том числе и члены избирательных комиссий, виновные в воспрепятствовании избирателю или выборщику угрозой, насилием либо злоупотреблением властью свободно осуществлять избирательное право, подлежали наказанию в два раза большему, чем виновные, не являвшиеся такими служащими, - в виде заключения в тюрьму на срок от восьми месяцев до одного года и четырёх месяцев. Избирательная кампания в первое общероссийское представительное учреждение стала первым легальным участием партий в общероссийском политическом процессе. В выборах участвовало более двухсот политических партий и других политических
организаций. Лидером в предвыборной борьбе, по свидетельствам современников, стала Конституционно-демократическая партия Партия народной свободы). Агитационную деятельность кадеты совмещали с просветительской, разъясняли предназначение Думы и основы избирательного законодательства. Проправительственные партии были относительно малочисленны и не пользовались широкой поддержкой у населения.

Нельзя не обратить внимание на то, что, несмотря на многочисленные факты вмешательства правительства и местных земских властей в ход выборов, избирательная кампания 1906 года по сравнению с тремя последующими парламентскими выборами была самой свободной от административного воздействия со стороны властей, и, главное, гарантией честного подсчёта голосов являлось право избирателей и выборщиков свободно наблюдать за подведением итогов голосования на избирательных участках. Ко дню первого заседания Государственной Думы было избрано 478 депутатов при общем числе депутатских мандатов 524. Наибольшее представительство в парламенте получили крестьяне и городская либеральная интеллигенция, в меньшей степени - крупные землевладельцы. Из политических партий наибольшего успеха добилась созданная незадолго до выборов партия кадетов. Их фракция в Думе сначала насчитывала 161 депутата и быстро увеличилась за счёт вступления в неё беспартийных депутатов до 179 человек. Второй по численности была фракция крестьянской народно-социалистической группы трудовики), выступавшей в ходе выборов с позиции "левее кадетов", - 97 депутатов. Далее следовали так называемые автономисты - члены польских, украинских, эстонских, латышских, литовских и других национальных групп: 63 депутата. Социал-демократы получили 17 мандатов, октябристы - 16, беспартийных депутатов было 105 при выборах по мажоритарной системе. Правомонархические партии не провели ни одного кандидата. Таким образом, на волне преобладающих в обществе антиправительственных настроений большинство мест в Думе получили критически настроенные по отношению к власти депутаты. В значительной степени такие итоги выборов были обусловлены применением мажоритарной избирательной системы, одним из недостатков которой является потеря голосов избирателей, отданных за кандидатов, не набравших требуемого для избрания числа голосов. В сформированном по мажоритарной системе парламенте представительство политических сил, как правило, оказывается существенно отличающимся от реального соотношения в обществе. Пример. На выборах в Москве кадеты, набравшие 64 процента голосов, сумели получить все 160 мест выборщиков и все 6 мест в парламенте, отведённых по этому округу. Если бы применялась пропорциональная избирательная система, результат был бы другим: из 160 мест выборщиков 102 принадлежали бы кадетским партиям, 50 - умеренным партиям и 8 - монархическим. Известно, что с первых дней работы Думы депутатское большинство сконцентрировало своё внимание на ожесточённой критике правительства. Дума не смогла наладить конструктивного взаимодействия с правительством, а правительство - с Думой. Своими резкими и подчас агрессивными выступлениями в адрес кабинета министров депутаты способствовали росту напряжённости и радикальных настроений в обществе и политической конфронтации парламента с правительством. Итогом радикализма Думы стал её роспуск царским Манифестом 9 июля 1906года. Какие уроки из выборов в I Государственную Думу, из её непродолжительной деятельности с учётом опыта последующих трёх Дум можно извлечь сегодня? Во-первых, надежда верховной власти на то, что выборы сами по себе обеспечат политическую и государственную стабильность, являлась явным и опасным заблуждением, своеобразным выборным фетишизмом. Дарование народу одних лишь демократических свобод без срочных эффективных мер по устранению действительных причин народного недовольства - заведомо бесперспективный путь разрешения глубокого системного общественно-политического кризиса. Во-вторых, первый опыт легальной предвыборной борьбы политических партий показал, что слабые партии и неразвитая в целом партийная система затрудняют, а во многих случаях не позволяют провести реальные конкурентные выборы, сформировать по-настоящему работоспособный представительный и политически сбалансированный парламент. В-третьих, история Государственной Думы первых четырёх созывов подтверждает вывод, что демократические выборы и реальный парламентаризм невозможны без осознания властью того, что парламент должен занимать надлежащее место в политической системе, быть одновременно и опорой, и конституционным ограничителем власти. Если парламент перестаёт быть площадкой для дискуссий и конструктивного взаимодействия основных политических сил, власти и оппозиции, то его роль как органа народного представительства и демократического инструмента развития страны существенно снижается. Таким образом, из истории российского парламентаризма можно извлечь немало уроков, имеющих ценность для сегодняшнего дня, которые надо помнить, чтобы не повторять прежних ошибок. Уверен, что именно путь последовательного, эволюционного демократического развития общества и государства в наибольшей степени отвечает интересам современной России, и одним из основных условий такого развития является реальное обеспечение эффективной многопартийности и конструктивного взаимодействия власти и оппозиции. Благодарю вас за внимание, уважаемые депутаты и уважаемые участники заседания. (Аплодисменты)

-------------------------------------

Всех порадовал, конечно, Жириновский. Его речь прерывалась аплодисментами, кажется, чаще всего:

-------------------------------------

Жириновский В. В.

Добрый день! Я начну с последних слов предыдущего оратора. Вот так же сто лет назад в этом зале говорили, что они всё сделают, чтобы Россия была великой. Ничего вы не сделали! И не сделаете никогда, потому что вы всё время говорите про народ. Вы что думаете, царь дал манифест для народа? Он его дал для той политической элиты, которая созрела к 905-му году,- для них он дал! И поэтому выборы прошли так, что там не было ни одного представителя народа. И даже когда он опёрся на эту элиту, она его предала. А царь просил депутатов Государственной Думы, чтобы они работали на Россию, чтобы они поняли, кто им дал эту свободу, и чтобы вместе решали все вопросы, которые стояли перед страной. Мы сегодня собрались, сто лет спустя, чтобы дать правильные оценки, иначе мы не сможем сделать правильных выводов.

Русско-японская война - что, японцы напали на нас? Это Британия спровоцировала, Америка заплатила деньги. (Аплодисменты.) А заключение мира - что, царь разрешил Витте уступить Сахалин? Он ему сказал: ни пяди русской земли не уступать! И Япония была готова подписать мирный договор без территориальных уступок. Что, Япония отобрала Сахалин? Он, Витте, российский министр наш, отдал - вот кто предатель! Внутри той российской политической элиты были эти люди! Поэтому, если мы приветствуем то, что было сто лет назад, вспомните, сколько дней они просуществовали, - семьдесят два дня. Их напора хватило на семьдесят два дня, чтобы стало понятно, что они наносят вред Российскому государству! Только что предыдущий оратор говорил, что мы любим ссылаться на Америку. Забудьте вы эту страну, никогда на неё не ссылайтесь, как и на остальные страны: у них другая история, у них были колонии, они захватывали пустую территорию. Америке двести лет, а нам двенадцать веков! И когда вы каждый раз говорите про народ или про дружбу народов, вы не понимаете: если идти по пути удовлетворения чаяний народа и каждый раз фетишизировать дружбу народов, в этом случае Россия погибнет. Вот именно в этом случае она погибнет! Но она никогда не погибнет, и мы это как бы понимаем. Давайте дальше смотреть. Первая мировая война. Что сделали депутаты Государственной Думы? Они остановили царя? Нам не нужна была эта война, эту войну сделали специально: Британия хотела разгромить двух своих конкурентов в Европе, Германию и Россию, и сделала это. Вот давайте такие примеры брать - как проводить внешнюю политику так, чтобы за нас чужие солдаты чужих армий добивались успеха или терпели поражение, а мы получали бы лавры определённые. Это я говорю тем, кто здесь из Брюсселя, из Страсбурга - отовсюду. (Аплодисменты.) Мы рады вашей внешней политике, но вам придётся отвечать и за Первую мировую войну, и за Вторую мировую войну, потому что второй фронт в Европе Британия специально не открывала до июня 44-го года. Они издевались над советским солдатом! На немцев было наплевать, но им хотелось, чтобы как можно больше погибло советских солдат. И наши доблестные крестьянские маршалы положили под гусеницы немецких танков тридцать миллионов. И эту свободу не оценили европейцы: вот вам Черчилль - тут же, через год объявляет нам холодную войну. Мы разгромили фашизм, и через год он говорит: "Вот он, главный враг всего человечества- Советский Союз". В чём-то они были правы, они нас боялись: мы - конкуренты, но ведь каждый раз-то они начинают против нас: и Русско-японская, и Первая мировая, и война с Гитлером - это нас всё время провоцируют! Афганистан - опять же через спецслужбы довели до советского руководства: надо входить, входите! Для чего? Чтобы поссорить с исламским миром, только для этого специально втянули нас в эту войну! А Чечня- что, это чеченский и русский народы поссорились? Кто Дудаева привёз в Грозный? Почему мы это не можем до сих пор расследовать? Сидел генерал спокойно в Таллине - так вытащили из Таллина, привезли в Грозный, дали оружие, дали деньги... И выбросили из окон депутатов Верховного Совета Чечено-Ингушетии. Чего вы 906-й год вспоминаете?! Вы вспомните, как в наше время, ещё двенадцать лет назад, таких, как вы, депутатов выбрасывали со второго этажа! И все вы молчали! И все вы хлопали друг другу, в то время как депутаты лежали уничтоженные! В наше время, без царя уже. И уже не было КПСС, и уже ГКЧП прошло. Это было совсем недавно! Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы мы делали правильные оценки.

И не надо здесь статистику давать такую печальную: всё плохо... Всё хорошо! А как кому там платят, якобы американец получает больше из заработанных денег, немец... Давайте сюда их, в наши условия, - я посмотрю, сколько они будут получать! (Аплодисменты.) Вы всё время не из того исходите! Пускай они здесь поработают, когда у нас до сих пор полстраны в снегу, во льду, вся страна - тундра и негодная для обитания земля! Это красиво говорить - "огромная страна", а жить можно только на 10 процентах этой земли, всё остальное нужно держать в руках. Мы- страна солдат, потому что отовсюду смотрят на наши богатства: такое количество нефти и газа! Нужно об этом думать, а вы считаете в их кошельках - сколько там платят. Чтобы так платить, они у нас денежки забрали! То, что они платят там, - это наши деньги, господин Бабурин, вывезенные после того, как ваш Верховный Совет принял декларацию о государственном суверенитете. От кого вы отделялись в 90-м году 12 июня?! Вы были только, коммунисты, в том парламенте! Вы начиная от Ленина за всё ответите ещё! Шум в зале, (Аплодисменты.) Начиная от Ленина вы ещё не ответили за это, ибо партия большевиков не хотела вооружённого восстания... Почему не говорим правду?! Хотели только два человека - Ленин и Троцкий, всё, два человека хотели вооружённого восстания. Не хотели большевики, и они не имели права власть брать! И весь смысл провокации в октябре - это прервать легитимность власти царя. Они его отстранили от власти и в июле 18-го убили. И им нужно было покончить с парламентом, потому что выборы прошли и 5 января в этом зале собралось Учредительное собрание. И тут Ленин выполнил последний заказ. Немцы дали заказ вывести Россию из войны - чёрт с ним, ладно, не воюем с Германией, но самый подлый был заказ британской разведки - разогнать Учредительное собрание и убить царя русского, родственника английского монарха. Вот это самое главное преступление совершил Ленин, и никто этого не понял тогда. Не было власти легитимной с июля 18-го года! А вы нам ещё говорите сегодня, что· вы, ка·к вы... Ладно бы, признали хотя бы эту вину! Вы ведь два раза в год носите цветы к памятнику этому человеку, и вся страна в его памятниках - того человека, который остановил историю России. Нам двенадцать веков, а мы учим историю с октября 17-го года. И только два года, как мы перестали 7 Ноября праздновать. Миллионами ходили и кого славили? Убийц Российской Империи! Убили империю понимаете кто?! И убийство продолжается сегодня. Дело Ленина живёт и побеждает, Ленин и теперь живее всех живых. Ведь всё то, что делали Керенский и Ульянов, ровно так же повторили Горбачёв и Ельцин, точно так же: нет
Советского Союза, армию распускаем, территорию освобождаем, берите суверенитета сколько хотите. Кто так может делать?! Это государственное преступление, и в 17-м году, и в 91-м году, - никто не имеет права столько брать, сколько хочет! Вот нам господин Зорькин сказал здесь про господство права. Но только он забыл сказать, что он много лет учил советских студентов другому праву. Слава богу, когда стала уже седой голова, он наконец понял, что такое право, но не советское, а новое. Шум в зале, (Аплодисменты.) Я так говорю потому, что был студентом, слушал его, он был одним из лучших преподавателей юридического факультета МГУ. И мы были согласны на Советский Союз, мы не просили его расчленять, но это же сделали! Вот я посмотрел исторические документы... Такое впечатление, что Конституцию вы все приняли, поддержали. Но все выступали против Конституции - и "партия власти" Гайдара, и коммунисты! При чьей поддержке принята Конституция 12 декабря 1993 года? ЛДПР! (Аплодисменты.) Только мы обратились к народу, и Ельцин это почувствовал. Это были единственные свободные выборы Александр Альбертович, вас тогда не было). Спасибо президенту Ельцину, что в России прошли самые свободные выборы! И все пишут, что никто не ожидал победы ЛДПР. Вот это и есть наше с вами заблуждение: оказывается, россияне должны были голосовать или за Гайдара, или за коммунистов... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Владимир Вольфович, десять минут закончились. Пожалуйста, ещё на тридцать секунд включите микрофон.

Жириновский В. В. В 110-ю годовщину я ещё другое скажу! Шум в зале, (Аплодисменты.)

-----------------------------------

Среди гостей была и Бурджанадзе. Ее речь прерывалась не столько аплодисментами, сколько тем, что в стенограммен названо "шум в зале":

-------------------------------------

Бурджанадзе Н. А.

Уважаемый председатель! Уважаемые дамы и господа! С большим удовольствием присоединяюсь к поздравлениям моих коллег и гостей с юбилеем Государственной Думы России. Сто лет назад у России появился шанс создать и развить институт парламентаризма. Зарождение европейского парламентаризма в России открывало позитивные политические перспективы и для России, и для народов, проживающих в Российской Империи. Уже тогда Государственная Дума рассматривала множество злободневных, можно сказать - извечных, проблем: свободы слова и прав человека, освобождения политических заключённых, отмены смертной казни, предоставления культурной автономии народам, населяющим империю. К сожалению, тогда решение этих вопросов не было доведено до логического конца. Мы гордимся, что в этом зале одним из первых, кто говорил о необходимости демократических реформ, об отмене смертной казни, был депутат из Грузии. Однако тогда реформаторские, прогрессивные силы, к сожалению, оказались в меньшинстве. Сегодня российская Государственная Дума, как и парламент любого другого государства, тем более имея столетний опыт, должна быть в фарватере демократического развития. И это очень почётная миссия. Ведь на сегодняшний день главная задача парламентов заключается не только в эффективной законодательной деятельности, перед всеми парламентариями, перед всеми парламентами стоит важная задача - содействовать демократическому и прогрессивному развитию общества и государства, обеспечению политической стабильности как внутри страны, так и за её пределами. Следует отказаться от изживших себя стереотипов, развивать новые, цивилизованные отношения, основанные на уважении интересов других государств и народов. Важно, чтобы именно парламент большого и сильного государства нашёл в себе силы сделать это. К сожалению, сейчас, как и сто лет назад, иногда разногласия превыше всего и основные принципы часто становятся жертвой сиюминутной политической конъюнктуры. (Шум в зале.) Не хотелось бы, чтобы наши потомки через сто лет говорили об упущенных возможностях. Сегодня мы, представители Грузии, здесь, на вашем празднике, так как считаем, что есть ценности и общие интересы, которые должны нас объединять. Важно правильное понимание этих объективных общих интересов, важно, несмотря на любые сложности, не отказываться от диалога, а продолжать диалог. У Грузии и России для нормального сотрудничества есть объективные интересы: наша совместная борьба с экстремизмом, сепаратизмом, обеспечение безопасности и стабильности на Кавказе. Однако, как ни парадоксально, именно то, что должно нас объединять, является самым большим камнем преткновения в российско-грузинских отношениях. В России все должны понимать: невозможно обеспечить безопасность и стабильность на юге России, не способствуя обеспечению безопасности южнокавказских государств. Нам с вами нужна новая кавказская политика. С сепаратизмом нужно бороться не на словах, а на деле. (Шум в зале.) Только тогда, когда Россия откажется от двойных стандартов, будет выполнять свои обязательства посредника в урегулировании конфликтов (сильный шум в зале), кавказская политика будет понятной и успешной для самой России. (Сильный шум в зале.) Казалось бы, ещё один объективный интерес - развитие взаимовыгодных экономических отношений. Мы надеемся, что эти экономические отношения будут развиваться на благо обоих государств, однако, к сожалению, последние решения совершенно не будут способствовать улучшению наших экономических отношений, и от таких решений пострадает не только наша страна, не только Грузия, но от таких решений пострадает Россия, так как она будет дистанцироваться от соседних государств. Такая политика не приведёт к сближению наших интересов. (Шум в зале.) Я ещё раз повторяю: нам нужна на Кавказе новая политика - новая позитивная политика, справедливая, целью которой будет не обеспечение безопасности и интересов одного государства, а целью которой будет учёт интересов всех государств. Такая позитивная политика, я более чем уверена, обеспечит успех как России, так и Грузии, а это не взаимоисключающие понятия. Как бы некоторые коллеги ни хотели сказать, что это взаимоисключающие понятия, это не взаимоисключающие понятия - успех России и Грузии может быть совместным. Я думаю, что для нас, для Грузии, ещё раз могу подчеркнуть, весьма важна стабильная, европейская, демократическая, сильная и процветающая Россия. Поверьте, это в наших интересах. И я уверена, что именно в сильной и демократической России залог нормализации не только российско-грузинских отношений. Я считаю, что, так же как сильная и стабильная Россия важна для Грузии, стабильная, единая и сильная Грузия должна быть в интересах России, поскольку только такая Грузия может обеспечить мир на вашей южной границе. (Шум в зале.) К сожалению, сегодня проблемой является как раз то, что многие считают, что успешная Грузия, имеющая тесное сотрудничество с североатлантическими институтами, является проблемой для России, и каждый наш успех воспринимается чуть ли не как собственное поражение. Подобное восприятие противоречит интересам двух государств. Грузия готова развивать партнёрские, добрососедские отношения с Россией с учётом её законных... я ещё раз хочу повторить: с учётом законных интересов России. Но эти отношения могут быть построены только при соблюдении жизненно важных и законных национальных интересов Грузии, какими являются обеспечение государственной целостности и право демократического европейского выбора. Ведь только тогда Россия сможет усилить своё позитивное влияние в любой сфере, когда она будет способствовать демократическому развитию тех государств, которые её окружают. (Шум в зале.) Этот общий праздник очень важен, поскольку даёт надежду на то, что действительно Россия будет развивать демократические институты и действительно Россия станет как для Грузии, так и для других государств государством, с которым выгодно, эффективно и взаимовыгодно сотрудничать. Одно очень важно всем понимать: как Грузия, так и любые другие государства обязательно будут выполнять поставленные перед собой задачи. Мы, руководство Грузии и народ Грузии, делаем то, что считаем правильным для своего государства. И конечно же, будет цениться дружеская помощь и дружеская рука любого государства, которое будет нам помогать осуществлять общие демократические задачи, если это не идёт вразрез с интересами какого-либо другого государства, потому что Грузия прекрасно понимает: невозможно строить благополучие и безопасность собственного государства за счёт благополучия и безопасности другого государства. И мы всегда будем уважать как ваши законные национальные интересы, так и других стран. Уважаемые дамы и господа! Я ещё раз от всей души хотела бы поздравить вас с вашим праздником. Поверьте, от всей души желаю вам, чтобы ваша страна была стабильной, демократической, развитой, богатой. В этом случае, я уверена, у Грузии и России будут действительно очень дружеские, тесные и взаимовыгодные отношения. Хотелось бы, конечно, чтобы на сегодняшнем празднике мы преподнесли вам добротное, настоящее грузинское вино, но это сегодня не получилось. (Шум, оживление в зале.) И не получилось потому, что подкраска именно, к сожалению, политическая. Но я более чем уверена, что придёт день, когда мы все будем отмечать общие праздники, основанные на единых демократических ценностях, и будет такая ситуация, когда будет торжествовать сила правды, а не правда силы. Я вам этого искренне желаю и желаю самого доброго! (Аплодисменты.)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment