Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Из статьи Дубина

http://magazines.russ.ru/druzhba/2001/8/dubin.html

[Телевизор] - своего рода синоним самого дома и семьи, почему при входе домой его либо сразу же включают (как свет), либо обнаруживают уже работающим, а иначе дом кажется неживым, как будто в нем никого нет. По данным вциомовского октябрьского опроса городского населения страны (2001 человек), такова повседневная практика в семьях более чем половины работающих горожан России. По материалам того же опроса, 60% горожан смотрят телевизор вместе с семьей, у трети опрошенных он вообще работает не выключаясь весь день. Неизменность и настоятельность этого “присутствия” дома, в кругу семьи именно телевизора, по сравнению с другими масс-коммуникативными каналами, можно видеть на других данных того же исследования в октябре 2000 г. Ежедневно смотрят телевизор 91% опрошенных горожан (с той же частотой читают газеты 24%, журналы — 4% городских жителей). Показательно, что интерес россиян (причем особенно — более образованной их части) к покупке книг в последние годы заметно сократился: доля семей, которые не имеют книг дома, с 1995 по 2000 год увеличилась с 24% до 34% опрошенных. Параллельно уменьшились и сами тиражи книг — самого фундаментального и долговременного, но, вместе с тем, наиболее сложного инструмента дифференцированной культурной коммуникации. Если в 1990 г. средний тираж одной книги в России приближался к 38 тысячам, то в 1995 г. он едва достигал 14 тысяч, а в 2000 г. уже равнялся 8 тысячам.

Совершенно иная ситуация — с телевидением. Практически все население страны, как уже отмечалось, смотрит телевизор каждый день и по несколько часов. При этом самый популярный мотив регулярного телесмотрения — “узнать последние новости” (реже других им руководствуется молодежь, чей интерес к политическим новостям, в сравнении с другими группами, наименьший). Преобладающая часть телезрителей (в городах — до 90%) смотрят новостные программы несколько раз в день по разным каналам. Но ищут в них как раз не “нового”, а совпадающего, повторяющегося, привычного. В этом смысле можно сказать, что функция ТВ — стабилизация и рутинизация актуальной картины мира, закрепление ее через многократный массовый повтор.
<...>
Характерно, что по местным телеканалам новости смотрят лишь 12% опрошенных, а предпочитают местные источники новостей и того меньше. <...> 62% опрошенных нами горожан знают о существовании региональных телекомпаний и каналов, 52% могут их принимать у себя дома. Тем не менее подавляющее большинство (84%) все равно предпочитает смотреть передачи центральных каналов и лишь незначительная часть (4%) — каналов региональных.
<...>
Добавлю, что применительно к телевидению сколько-нибудь полноценные аналоги литературной, художественной или музыкальной критики отсутствуют. В современном российском обществе не только нет специализированных групп, которые бы прорабатывали, оценивали, комментировали поток ТВ-сообщений в расчете на среднего потребителя, но нет их и для наиболее образованных, подготовленных зрителей. Хочешь — не хочешь, ориентируйся сам. Поэтому мир ТВ как бы идет сплошным потоком и подчиняет зрителя своему ритму. Он не размечен, к его структуре или плану нет ключа, это сообщение без кода. Однако для рядового зрителя это еще раз свидетельствует в пользу “реальности” показанного ему на экране: показано как реальное — значит, есть.

В этом плане, важнейшим механизмом самоорганизации телевизионного мира выступает повторение — в течение дня или недели, по одному каналу или по разным каналам. Характерно, что до трех пятых горожан в сегодняшней России стараются искать и смотреть давно известные им передачи, но с недоверием относятся к новым.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments