Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Из статьи Дубина

http://magazines.russ.ru/druzhba/2001/8/dubin.html

[Телевизор] - своего рода синоним самого дома и семьи, почему при входе домой его либо сразу же включают (как свет), либо обнаруживают уже работающим, а иначе дом кажется неживым, как будто в нем никого нет. По данным вциомовского октябрьского опроса городского населения страны (2001 человек), такова повседневная практика в семьях более чем половины работающих горожан России. По материалам того же опроса, 60% горожан смотрят телевизор вместе с семьей, у трети опрошенных он вообще работает не выключаясь весь день. Неизменность и настоятельность этого “присутствия” дома, в кругу семьи именно телевизора, по сравнению с другими масс-коммуникативными каналами, можно видеть на других данных того же исследования в октябре 2000 г. Ежедневно смотрят телевизор 91% опрошенных горожан (с той же частотой читают газеты 24%, журналы — 4% городских жителей). Показательно, что интерес россиян (причем особенно — более образованной их части) к покупке книг в последние годы заметно сократился: доля семей, которые не имеют книг дома, с 1995 по 2000 год увеличилась с 24% до 34% опрошенных. Параллельно уменьшились и сами тиражи книг — самого фундаментального и долговременного, но, вместе с тем, наиболее сложного инструмента дифференцированной культурной коммуникации. Если в 1990 г. средний тираж одной книги в России приближался к 38 тысячам, то в 1995 г. он едва достигал 14 тысяч, а в 2000 г. уже равнялся 8 тысячам.

Совершенно иная ситуация — с телевидением. Практически все население страны, как уже отмечалось, смотрит телевизор каждый день и по несколько часов. При этом самый популярный мотив регулярного телесмотрения — “узнать последние новости” (реже других им руководствуется молодежь, чей интерес к политическим новостям, в сравнении с другими группами, наименьший). Преобладающая часть телезрителей (в городах — до 90%) смотрят новостные программы несколько раз в день по разным каналам. Но ищут в них как раз не “нового”, а совпадающего, повторяющегося, привычного. В этом смысле можно сказать, что функция ТВ — стабилизация и рутинизация актуальной картины мира, закрепление ее через многократный массовый повтор.
<...>
Характерно, что по местным телеканалам новости смотрят лишь 12% опрошенных, а предпочитают местные источники новостей и того меньше. <...> 62% опрошенных нами горожан знают о существовании региональных телекомпаний и каналов, 52% могут их принимать у себя дома. Тем не менее подавляющее большинство (84%) все равно предпочитает смотреть передачи центральных каналов и лишь незначительная часть (4%) — каналов региональных.
<...>
Добавлю, что применительно к телевидению сколько-нибудь полноценные аналоги литературной, художественной или музыкальной критики отсутствуют. В современном российском обществе не только нет специализированных групп, которые бы прорабатывали, оценивали, комментировали поток ТВ-сообщений в расчете на среднего потребителя, но нет их и для наиболее образованных, подготовленных зрителей. Хочешь — не хочешь, ориентируйся сам. Поэтому мир ТВ как бы идет сплошным потоком и подчиняет зрителя своему ритму. Он не размечен, к его структуре или плану нет ключа, это сообщение без кода. Однако для рядового зрителя это еще раз свидетельствует в пользу “реальности” показанного ему на экране: показано как реальное — значит, есть.

В этом плане, важнейшим механизмом самоорганизации телевизионного мира выступает повторение — в течение дня или недели, по одному каналу или по разным каналам. Характерно, что до трех пятых горожан в сегодняшней России стараются искать и смотреть давно известные им передачи, но с недоверием относятся к новым.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments