Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Россия-Молдова-газ. Молдавские пресс-релизы

1. ВЛАДИМИР ВОРОНИН: "ЦЕНА В 160 ДОЛЛАРОВ ЗА РОССИЙСКИЙ ГАЗ РЫНОЧНОЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ. МОЛДОВА ПРОДОЛЖИТ ПЕРЕГОВОРЫ С ГАЗПРОМОМ"
2 Января 2006

Кишинев,2 января (МОЛДПРЕС). Республика Молдова не подписала с Газпромом контракт по новым ценам поставок российского газа. Вторые сутки Молдова фактически отключена от поставок российского газа.

Как сообщила МОЛДПРЕС пресс-служба главы государства, на сегодняшнем утреннем заседании с представителями правительства, администрации президента и руководства АО "Молдова-газ" Владимир Воронин заслушал подробный отчет премьер-министра Василе Тарлева о сложившейся ситуации.

Владимир Воронин с сожалением отметил факт отсутствия со стороны Газпрома какого-либо рыночного и транспарентного обоснования цены за российский газ, а также уклонение представителей российского правительства от прямого диалога с властями Молдовы по данной проблеме.

"Молдова представила свою позицию Газпрому, она достаточно серьезно обеспечена всеми экономическими расчетами, но мы не услышали никаких контраргументов со стороны чиновников Газпрома, кроме вздохов и тыканья пальцем вверх. Мы в состоянии осуществлять расчеты с Газпромом по рыночным ценам, но эти цены должны быть обоснованными, а не взятыми с потолка", - отметил президент.

Владимир Воронин заявил, что для Молдовы, где действует совместное молдавско-российское предприятие "Молдова-газ", где созданы особые преференции совместному бизнесу в газовой сфере, цена в 160 долларов рыночной не является.

Президент подчеркнул, что правительство должно продолжить переговоры с российской стороной. Наряду с этим глава государства отметил, что поведение российской стороны указывает исключительно на внеэкономическую мотивацию предпринимаемых шагов. "Экономики в решениях Газпрома мы, к сожалению, так и не увидели".

Власть сделает все необходимое для того, чтобы население и экономика страны с наименьшим ущербом перенесли сложившуюся ситуацию, отметил президент.

На заседании было принято решение создать при правительстве Молдовы оперативный штаб по проблемам энергетической безопасности, который возглавит министр промышленности и инфраструктуры Владимир Антосий.

Прим.: С 1996 года Республика Молдова получает российский газ по самой высокой цене в СНГ в 80 долларов за тысячу кубометров. Молдова осуществляет 100- процентную и своевременную оплату газа деньгами. В республике действует совместное молдавско- российское АО "Молдова-газ" на условиях гораздо более выгодных для российской стороны, чем в Беларуси. Большую часть исторического долга Молдовы Газпрому составляет долг приднестровской стороны. Молдова не согласна с увеличением цены до 160 долларов еще и потому, что это означает выведение дохода из общего предприятия "Молдова-газ" в пользу лишь одного российского акционера, что неприемлемо для рыночной экономики.

http://www.moldpres.md/default.asp?Lang=ru&ID=31268

2. ПРЕСС-РЕЛИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА О ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ ДЕЛЕГАЦИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА С АО" ГАЗПРОМ" О ПОСТАВКАХ ГАЗА И ЕГО ТРАНЗИТЕ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ СТРАНЫ
2 Января 2006

Правительство Республики Молдова в течение двух последних месяцев предпринимало целый ряд попыток проведения полноценных переговоров с российскими коллегами по определению рыночной цены на поставляемый в Молдову газ. До 31 декабря 2005 года правительство полагало, что у российских коллег хватит компетентности и политической воли для всесторонней оценки предлагаемого Молдовой подхода к этой непростой проблеме. Однако этого не случилось. В данной ситуации правительство Республики Молдова считает своим долгом проинформировать общественность страны и зарубежных партнеров о содержании переговорной позиции Молдовы в вопросах формирования цены на поставляемый в нашу страну российский газ, равно как и о ходе самого процесса переговоров.

Во-первых, Республика Молдова раньше всех, в том числе Беларуси и Армении, совершенно на добровольной основе, без шантажа с одной стороны и давления с другой предоставила свою газотранспортную систему, включая и транзитные участки магистральных газопроводов, в собственность Газпрому, создав совместное предприятие - АО "Молдова-газ". Российской стороне принадлежит контрольный пакет, правительству Молдовы - 34%, местным властям Приднестровья - 13,4%. Заместитель председателя АО "Газпром" А.Н. Рязанов является председателем Совета АО "Молдова-газ". Таким образом, то, чего Газпром с таким трудом добивается от других,т.е. участия в газотранспортных системах, в Молдове уже реализовано и пока работало к обоюдной выгоде. Более того, наше правительство согласилось с приобретением Газпромом дополнительных акций в нашем общем предприятии.

Во-вторых, очевидно, что наше правительство ведет с Газпромом общий бизнес. А бизнес предполагает сотрудничество. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтоб наш партнер - Газпром имел от этого бизнеса выгоду:

мы уже третий год полностью, на 100%, оплачиваем деньгами текущее потребление,

регулярно находим решения по историческим долгам,

расширяем клиентскую базу путем бюджетного финансирования строительства газопроводов (80 млн. долларов), увеличивая стоимость нашего совместного предприятия,

Молдова предоставила существенные преференции нашему общему бизнесу - не облагает внутреннее потребление и транзит НДС, не взимает плату за аренду территории, занимаемой газопроводами, измерительными и компрессорными пунктами, никаких сборов за экологию и т.д. При этом никто не требует от Газпрома плату за неиспользуемые транзитные мощности (транзитные магистрали недогружены на 30%).

Все эти условия выгоднее для Газпрома, чем в Беларуси.

В-третьих, цена на газ для Молдовы на уровне 80 долларов за 1000 м3 и соответствующая цена на транзит установлены в 1996 году. Тогда баррель нефти стоил менее 20 долларов и Газпром не использовал аргументацию о цене на основе "корзины конкурирующих видов топлива", а именно эту аргументацию пытается использовать Газпром в переговорах с молдавской стороной. Такая цена на входе в Молдову означает для наших потребителей 114 долларов за 1000м3 в газовой плите и котле отопления. Это практически европейская цена, которая давным-давно оплачивается населением Молдовы.

В-четвертых, предложения Газпрома по увеличению цены до 160 долларов за 1000м3 для совместного нашего бизнеса означает выведение дохода из общего предприятия в пользу одного акционера - Газпрома. Это конфликт интересов в классическом виде, описанном в учебниках по экономике. Следовательно, все разговоры Газпрома о рыночных правилах - чистая демагогия, основанная на соответствующих политических решениях, а не на правилах рынка.

В-пятых, Молдова не имеет альтернативных источников газа в виде собственной добычи или отличных от российских путей доставки, поэтому, "разбавлять" российскую цену, как это могут делать Румыния или Украина, нам нечем. В результате наше население должно будет платить больше соседей, в том числе и из стран ЕС. Это никак не укладывается в тезис о европейских ценах. Кроме этого,вся молдавская энергетика базируется на газе. Даже Молдавская ГРЭС, приобретенная РАО "ЕЭС России", с которой мы находили приемлемую схему работы, в т.ч. и по экспорту на Балканы, считает такую цену совершенно неприемлемой для своего бизнеса и эффективной работы уже сделанных российских инвестиций.

Все это мы и пытались довести до сведения правительства РФ, но на наше предложение о встрече на соответствующем уровне не поступило ответа - ни устного, ни письменного. Мы предполагали обсудить и политику нашего общего предприятия в области транзита и внутреннего потребления. Ситуация в Молдове в этом плане уникальная: через нашу территорию проходит около 15% экспортного объема Газпрома,и это притом, что внутреннее потребление в РМ не достигает и 1% этого экспорта. Казалось бы, сам бог велел зарабатывать на этом транзите так, чтобы окупить все внутреннее потребление газа. Мы исходили из того, что репутация Молдовы, корректно ведущей общий бизнес с Газпромом, позволяла нам надеяться на откровенный диалог сторон.

Однако все попытки переговорить или встретиться с руководителями правительства РФ в лице М.Фрадкова, С.Медведева, А.Христенко или А.Кудрина натолкнулись на нерешительность. Нет ни отказа на наши обращения, ни согласия. Первый вице-премьер З. Гречанная провела в Москве более двух дней в ожидании согласия на встречу. Можно только догадываться, кто запретил членам российскрнр правительства встречаться с высоким должностным лицом из Молдовы, имеющим все необходимые полномочиям. В этой ситуации правительство Молдовы вело соответствующие переговоры исключительно с Газпромом.

Последний раунд переговоров с АО "Газпром" завершился 31 декабря 2005 года. Председатель АО предложил нам подписать контракт на 2-3 месяца по цене 160 долларов за 1000 м3 с возможностью последующего пересчета, исходя из нашего общего участия в АО "Молдова-газ"". Предложения о возможности пересчета в меньшую сторону явились новым моментом в позиции Газпрома, который указывал на возможности достижения компромисса. Молдавская делегация в ответ на это согласилась подписать контракт на транзит газа с обеспечением российской стороной технологического расхода газа, используемого для транзитной перекачки. За столом переговоров наше предложение было принято. Итог переговоров был обещающим: мы договорились по транзиту по прежней цене в 2,5 доллара и о том, что к прилету нашей делегации в Кишинев Газпром сообщит о своих возможностях снижения цены поставки.

К сожалению, по возвращении в Кишинев молдавская сторона получила проекты контрактов отличные от тех договоренностей, которые были достигнуты за столом переговоров. Нам ничего не остается, как сделать вывод о том, что Газпром не свободен в принятии решений, т.е. то, что им озвучивается, не имеет ничего общего с экономикой, коммерцией, рынком и партнерством в общем предприятии. Вывод может быть только одним: все условия контрактов, предлагаемые Молдове, обусловлены политически. Все остальные разговоры "от лукавого".

Правительство Молдовы сделало однозначный вывод о том, что вопрос цены на поставляемый в нашу страну российский газ не имеет никакого отношения ни к рыночным инструментам, ни к европейским принципам ценообразования, ни к общим хозяйственным задачам в рамках совместного предприятия. Правительство Молдовы убеждено в исключительно политической мотивации всех действий Газпрома. С сегодняшнего дня все негативные последствия, связанные с отключением Республики Молдова от российского газа, остаются на совести руководства Российской Федерации.

Правительство Республики Молдова создает оперативный штаб по вопросам энергетической безопасности, в задачу которого входит принятие всех необходимых мер по регулированию энергосектора в кризисных условиях. Правительство Республики Молдова готово продолжать переговоры с российскими коллегами на принципах рыночной экономики и транспарентных принципов ценообразования.

http://www.moldpres.md/default.asp?Lang=ru&ID=31283

3. ПРЕЗИДЕНТ ТУРКМЕНИСТАНА ПОДТВЕРДИЛ ГОТОВНОСТЬ НАЧАТЬ ПЕРЕГОВОРЫ О ПОСТАВКАХ ТУРКМЕНСКОГО ГАЗА В МОЛДОВУ
3 Января 2006

Кишинев, 3 января (МОЛДПРЕС). Сегодня президент Туркменистана Сапармурат Ниязов направил Владимиру Воронину телеграмму, в которой указал на готовность Туркменистана рассмотреть возможность поставок газа Молдове и провести для этого необходимые переговоры и консультации, передает МОЛДПРЕС с ссылкой на сообщение пресс-службы президента.

"Туркменистан обладает достаточно большими запасами газа и готов осуществлять их поставку на договорных условиях и в необходимом количестве как на Украину и Молдову, так и в другие страны", - отмечается в послании главы Туркменистана.

http://www.moldpres.md/default.asp?Lang=ru&ID=31316

4. ВЛАДИМИР ВОРОНИН: МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД МОЛДОВЫ НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕТ ПОМОЩИ, ОКАЗАННОЙ БРАТСКИМ НАРОДОМ УКРАИНЫ
3 Января 2006

Кишинев, 3 января (МОЛДПРЕС). "Мы знаем как непросто сегодня Украине, оказавшейся не только в сложной энергетической обстановке, но и под прессом организованной дезинформации об истинной позиции руководства этой страны. Но тем ценнее та поддержка, которую сумела оказать Украина нашей стране и нашему народу в сложнейшие дни газового кризиса. Многонациональный народ Молдовы никогда не забудет этой поддержки. Друзья действительно познаются в беде. Я лично признателен Виктору Ющенко за его благородство и решительность. Наверное, это и есть тот цивилизованный и европейский подход к разрешению сложнейших проблем, который не мыслим сегодня без солидарности и взаимной поддержки".

Это заявление сегодня утром сделал президент Владимир Воронин на заседании с представителями оперативного штаба по проблемам энергетической безопасности Молдовы, передает МОЛДПРЕС с ссылкой на сообщение пресс-службы главы государства.

http://www.moldpres.md/default.asp?Lang=ru&ID=31331

5. СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ВИКТОРА ЮЩЕНКО И ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА ВЛАДИМИРА ВОРОНИНА В СВЯЗИ С СИТУАЦИЕЙ В ГАЗОВОЙ СФЕРЕ, НАПРАВЛЕННОЕ В СТРУКТУРЫ ЕВРОСОЮЗА
3 Января 2006

В первый день 2006 года российская сторона сократила подачу газа в Украину, страны Евросоюза и полностью прекратила поставки газа в Республику Молдова.

Несмотря на то, что условия поставок российского газа в Украину и Республику Молдова принципиально отличаются друг от друга, по нашему мнению, за такими действиями российской стороны нельзя не видеть заранее спланированного сценария энергетического давления и шантажа, направленного на подрыв экономического развития наших стран и дестабилизацию в них социальной обстановки.

Между Украиной и Россией заключен ряд двусторонних договоров и контрактов, четко фиксирующих принципы сотрудничества в газовой сфере на период до 2013 г.

С учетом этого требование российской стороны о переходе с 1 января 2006 г. на поставки газа в Украину по так называемым "европейским" ценам (230 долл. США за 1 тыс. куб.м на украинско- российской границе) расценивается в Украине как произвольные и абсолютно необоснованные действия Российской Федерации.

В то же время Украина осознает, что нынешняя договорная цена на поставляемый в Украину российский газ (50 долл. США за 1 тыс. куб. м) не отвечает уровню мировых цен и не учитывает тенденции на европейском газовом рынке. Однако и тариф транзита российского газа по украинской территории (1,09 долл. США за 1 тыс. куб. м на 100 км) является значительно ниже общеевропейского. А учитывая то, что РФ не выделяет технологический газ для обеспечения транзита в Евросоюз, то этот транзит обеспечивается ресурсом Украины, а значит его тариф для РФ ниже.

Признавая необходимость перехода на рыночные отношения с Российской Федерацией в газовой сфере, украинская сторона не может согласиться с предложением России о внезапном повышении цены за газ почти в 5 раз. До момента решения данной проблемы Украина предлагает придерживаться достигнутых ранее договоренностей и реализации положений ранее заключенных межгосударственных соглашений и коммерческих контрактов.

Украинская сторона всегда обеспечивала бесперебойный транзит российского природного газа европейским потребителям и считает своей приоритетной задачей дальнейшее неуклонное выполнение своих обязательств в этой сфере в соответствии с действующими двусторонними документами.

Более того, наряду с обеспечением гарантированного транзита российского газа странам ЕС, Украина как дружественное Молдове государство оказывает ей помощь за счет поставок собственного газа. Поставляемый Молдове газ не является несанкционированным отбором из транзитного объема, транспортируемого по территории Украины.

Республика Молдова как страна, проводящая курс на интеграцию в Европейский Союз, не может также не разделять позицию рыночного определения стоимости энергоресурсов, включая газ, поставляемый в Молдову из Российской Федерации.

В то же время установление рыночной цены не означает установления произвольной цены. В взаимоотношениях Республики Молдова с "Газпромом" России это утверждение обусловлено также тем, что управление газотранспортной системой в Молдове осуществляется совместным молдо-российским предприятием "Молдова-Газ", в котором российской стороне принадлежит контрольный пакет. Условия функционирования данного предприятия несравнимо более выгодные, чем для аналогичного предприятия в Беларуси. При подобном положении вещей увеличение цены на газ для Молдовы с 80 до 160 долларов за тысячу кубометров означает ничто иное, как выведение дохода из общего предприятия в пользу одного из акционеров. Это безусловно является проявлением конфликта интересов и не имеет ничего общего с рыночными правилами. Республика Молдова не обладает никакими альтернативными источниками газа в виде собственной добычи или отличных от российских путей доставки и не может проводить ценовую политику, отличную от условий, предлагаемых "Газпромом".

Важно также отметить, что на протяжении многих лет, начиная с 1996 года, Республика Молдова оплачивает поставки российского газа по цене 80 долларов за тысячу кубометров. Оплата со стороны Молдовы осуществляется своевременно и исключительно деньгами, большая часть исторического долга Молдовы "Газпрому" составляет долг приднестровской стороны.

Республика Молдова сожалеет о том, что правительство Российской Федерации без всякой аргументации отклонило все инициативы власти Молдовы в отношении возможного диалога по данной проблеме на основе рыночных и транспарентных подходов. В то же время Республика Молдова констатирует отсутствие каких-либо возможностей со стороны "Газпрома" внятно изложить экономический смысл и рыночное обоснование предложенной Молдове новой цены на российский газ.

В этой ситуации руководство Республики Молдовы рассматривает сложившееся положение вещей в качестве внеэкономического давления со стороны Российской Федерации, преследующего цель изменения политики Молдовы как по вопросам приднестровского урегулирования, так и в отношении перспектив своего европейского выбора. В данной ситуации Республика Молдова не видит возможности заключения с "Газпромом" контракта на дискриминационных условиях, оставляя за собой право настаивать на необходимости прямого диалога властей Молдовы и России.

Украина и Молдова призывают Европейский союз оказать содействие нашим странам в достижении следующих целей:

1.- возобновление переговорного процесса между Украиной, Молдовой и Российской Федерацией с привлечением международных экспертов;

2.- установление приемлемого для сторон переходного периода относительно применения рыночных принципов сотрудничества;

3.- установление цены на российский газ и тарифов на его транспортировку с использованием европейских методов ценообразования;

4.- введение моратория относительно цен на газ и платы за транзит российского газа до завершения переговоров;

5.- обеспечение гарантированного транзита российского газа европейским потребителям в соответствии с действующими двусторонними документами.

Президент Украины В.Ющенко
Президент Республики Молдова В.Воронин

http://www.moldpres.md/default.asp?Lang=ru&ID=31345
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment