Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

Дорога в Нальчик

В июне 2002 г. сотрудники Института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН и Института этнологии и антропологии РАН провели комплексную этнографическую экспедицию, посвященную изучению современного состояния ислама в Кабардино-Балкарской Республике.

Некоторые предварительные выводы, сделанные по итогам исследований, были опубликованы в «Газете Юга» от 05.06.2003 г. доктором исторических наук Валерием Кажаровым – одним из руководителей экспедиции.

В статье, озаглавленной «Этнографическая экспедиция по проблемам ислама в КБР», в частности, говорится:

«...К сожалению, в Кабардино-Балкарии наметилась весьма опасная тенденция, связанная с дискриминацией молодых верующих под предлогом борьбы с так называемым ваххабизмом. Дискриминация осуществляется практически на всех уровнях: в семье (когда родители запрещают своим детям молиться из-за боязни, что их причислят к ваххабитам), в средних и высших учебных заведениях, в государственных учреждениях и на предприятиях, не говоря уже о правоохранительных органах. В общественное сознание искусственно внедряется нетерпимость к ним, а заодно и страх открыто выражать свои религиозные убеждения. Практически они оказались в положении социальных изгоев.

Но это привело не к уменьшению, а к увеличению численности молодых мусульман, которые теперь составляют большую часть прихожан в мечетях. Дискриминационные и запретительные меры, препятствующие им ходить в мечеть, молиться в положенное время, носить бороду, а также трудности, создаваемые при трудоустройстве, не только не оттолкнули их от своей веры, но и сделали еще более ревностными мусульманами. Выдержав определенные испытания, они стали как бы нравственным примером для своих сверстников, восприимчивых к религии. Другими словами, запретное стало еще более притягательным.

Не вызывает сомнений, что продолжение политики дискриминации в отношении молодых прихожан, резко снизив уровень веротерпимости в обществе, может стать одним из факторов, способных существенно дестабилизировать этнополитическую ситуацию на Северном Кавказе. Ставка только на силовые и административные методы решения проблем исламского фундаментализма может обернуться нетерпимостью к российскому государству, государствообразующему этносу и православию. В этих условиях не исключено, что значительная часть молодых мусульман проникнется мыслью, что только в исламском государстве станет возможной свобода вероисповедания.

В КБР идеи этнического радикализма не имеют религиозной оболочки. Но они могут ее приобрести как ответную реакцию на политику планомерного внедрения в массовое сознание мифа об «исламской угрозе». Здесь само преувеличение опасности религиозного экстремизма может спровоцировать его возникновение и развитие. Тем более что образ врага создается на фоне дискриминации «лиц кавказской национальности».

Нетерпимость обычно порождает нетерпимость, и события могут развиваться в самом неблагоприятном направлении, проходя по типу «ложного конфликта» и «самоисполняющегося пророчества»: ложно приписываемые исламу или отдельным его течениям агрессивные цели искусственно провоцируют агрессию, чем подтверждают первоначальные политические расчеты, исходящие из мифа об «исламской угрозе». Все это неизбежно обострит и проблему цивилизационной совместимости.

В итоге поиск исламских экстремистов или ваххабитов там, где их нет, парадоксальным образом приведет к их появлению <...>


http://www.libfl.ru/win/law/islamic/book2004-1_11.htm

Еще один линк на тот же текст - http://www.gazetayuga.ru/archive/2003/23.htm
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments