Boris Lvin (bbb) wrote,
Boris Lvin
bbb

В черной жаркой Африке, в центральной ее части

Уже в 1960-е годы, отмечает О. Арипко, в нигерийском обществе распространилось мнение, что обогащение путем использования своего положения в системе гражданской службы и на поприще политики - это типичное проявление «африканского образа жизни» [593, с. 118]. Выступая в начале 1970-х годов на одной из университетских церемоний в Зарии, генерал Я. Говон подчеркивал: богатство - вне зависимости от того, как оно было добыто - заменило собой веру наших дедов в справедливость [1246, 26.12.1970 - 01.01.1971, № 2794, с. 1503]. Данная тенденция в развитии общественного сознания усилилась в период нефтяного бума в 1973 г. и в последующие годы. Именно тогда, пишет О. Акарагун, внушительное число нигерийцев начало полагать, что добиться большого богатства не только желательно, но просто необходимо. «Стало считаться неприличным обращать внимание на то, какими путями человеку удалось сколотить капитал и превратиться в найрового миллионера» [571].

<...>

Сдвиги в социальной психологии различных слоев нигерийского общества, принявшие форму найромании, обнажили одну из самых негативных сторон культуры богатства. В обществе, отмечает О. Отоджарери, быстро начали культивироваться уличная, организованная и экономическая разновидности преступности. Многие нигерийцы стали полагать, что «деньги падают с неба, растут, как трава, лишь благодаря солнечному свету и дождевой воде». В стране широкое распространение получил сомнительный принцип «Цель оправдывает средства» [1238, 1980, т. 1, № 48, с. 9]. «Теперь человека уважают, только если у него есть деньги, - констатировал А. Нванкво, - и неважно, каким образом он их нажил» [910, с. 54]. Еще мрачнее звучит замечание А. Чуквудума: «Средний нигериец бессердечен, когда встает вопрос о возможности сделать быстрые деньги» [646, с. 9].


http://www.iaas.msu.ru/pub_on/geveling/l-15-17.htm
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments